Найти тему
Берегитесь, родители!

Почему ребёнка нельзя заставлять что-то делать?

Я часто сталкиваюсь с мнением, что ребёнка необходимо заставлять, что без этого он не сможет преодолевать трудности в жизни и вообще будет инфантильным и ничего не будет уметь. Однако, родители, желая привить ребёнку способность преодолевать трудности, желание помогать и самостоятельность и используя подобные методы, рискуют добиться прямо противоположного эффекта. Как же так получается и чем заменить принуждение? Давайте разбираться.
Кстати, если ребёнок не хочет учить домашние задания — это нормально. Или вы, приходя домой, делаете всё то же самое, что делали на работе, повторяя свой рабочий день?
Кстати, если ребёнок не хочет учить домашние задания — это нормально. Или вы, приходя домой, делаете всё то же самое, что делали на работе, повторяя свой рабочий день?

Как заставить ребёнка?

До 6-7 лет ребёнок воспринимает маму и папу как богов, которые безусловно правы. Родителям практически ничего не нужно делать для того, чтобы ребёнок их слушался, потому что мама и папа "мне не желают зла". И если вы скажете ребёнку "если не будешь есть кашу, не вырастешь сильным", он будет есть кашу, даже давясь слезами потому что хочет быть сильным, когда вырастет. Это власть родителей, и она непререкаема и несомненна для ребёнка до 6-7 лет.

А вот после этого возраста у ребёнка начинаются изменения в психических функциях, и он начинает сомневаться во всём, что он знал до этого, в том числе и в словах родителей. Этот процесс продолжается и в подростковом возрасте. Именно поэтому, если подросток вас не слушает, возможно, вы избрали неправильную, лживую тактику общения с ним (путём манипуляций вроде "не будешь есть кашу — не будешь большим и сильным). Поэтому заставить его в осознанном возрасте практически невозможно, не используя манипуляций. А значит, это теряет смысл само по себе.

Почему нельзя заставлять ребёнка?

  1. Это всегда манипуляция. Какими бы благими намерениями родители ни руководствовались, заставлять ребёнка что-то делать — это всегда не про любовь, а про манипуляции. Иногда — на чувстве вины ("Я всё для тебя делала, а ты..."), иногда — на потребности в принятии ("Хорошие девочки так не поступают"), иногда — на страхе, да и на многих других чувствах. Для того, чтобы выстроить правильные отношения с ребёнком, вы не должны прибегать к манипуляциям.
  2. Это ограничивает ребёнка. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос самостоятельным, зачем ограничиваете его в решениях, давая ему готовые приказы? Развитие происходит там, где существует выбор и ошибки, где на этих ошибках можно учиться. Вы можете попросить ребёнка что-то сделать, и он сам решит, хочет ли делать это. Так работают нормальные человеческие отношения. Так ребёнок сможет научиться самостоятельности, научиться помогать близким, внутренне противостоять манипуляторам. Так ребёнок сможет развиваться.

Чем заменить?

  • Просьбой. Когда вы хотите, чтобы ребёнок что-то сделал, просто попросите его об этом — так, как вы бы попросили близкого, любимого человека (ведь ребёнок таковым и является). Тут очень важна реакция на отказ ребёнка. Если ребёнок отказывается что-то делать, примите этот отказ и не давите манипуляциями. Если ребёнок отказывается что-то делать — у него есть на то причина. Если ребёнок старше 6-7 лет (да и раньше тоже), можно поговорить с ним об этой причине. Уверена, вы найдёте общий язык без всяких манипуляций.
Делать уборку вместе гораздо веселее, чем в очередной раз ссориться с родителями из-за того, что не хочешь убирать свою комнату
Делать уборку вместе гораздо веселее, чем в очередной раз ссориться с родителями из-за того, что не хочешь убирать свою комнату
  • Собственным примером. Прежде чем заставить ребёнка что-то делать — подумайте, а делаете ли вы это сами? Скажем, глупо заставлять ребёнка мыть посуду, если вы это делаете редко и неохотно. Не думайте, что если вам нравится, скажем, уборка, то ваш ребёнок будет убираться с тем же удовольствием. Но с большей вероятностью, делая уборку совместным с ребёнком занятием, вы привьёте ему любовь к ней. Важно не то, что ребёнок сделает что-то, а то, что в итоге ему будет приятно делать это (например, помогать близким).