К 1929 году "кулачество" и "колхозы" из классовых врагов превратились в экономических конкурентов. И колхозы явно проигрывали - кулаки продолжали оставаться зажиточными, а колхозники как были нищими, так и оставались ими. Партийные органы во всем винили "кулаков" которые якобы вредят советскому колхознику. При этом никто не учитывал, что в колхозы шла голытьба, которая и раньше работать не хотела и не умела. И в колхозе продолжала заниматься тем же.
С 5 января 1930 года вышел указ ВКПб о колхозном строительстве и началась сплошная коллективизация. Теперь в колхозники уже не приглашали, а заставляли стать ими.
Началась коллективизация и в Западной Сибири. 12 февраля 1930 года Сибкрайком партии выпустил постановление об экспроприации кулацких хозяйств и передаче их имущества в колхозы. Судьбы кулаков решали комитеты бедноты. Чаще, их высылали.
Экспроприация шла по палочной системе. Было определено, что будут раскулачивать 5,6 % от всех хозяйств. Вот под эту цифру, которая была спущена в районы и подгоняли списки раскулачиваемых.
Предполагалось, что полная коллективизация бедняцко-середняцких классов будет завершена к 1 марта 1930 года.
Насильственная коллективизация с первых дней встретила скрытое, но упорное сопротивление. И не только "кулаков", но и членов партии, которые опасались того, что "крепкие хозяйства" приносившие основной доход в бюджет будут разрушены.
Насильственные меры, предпринимаемые в отношении крестьян-единоличников для вовлечения их в колхоз, вызвали у них ответное противодействие. Из районов Омского округа в окружком партии и ОГПУ сообщалось, что крестьяне ломают сельхозинвентарь, чтобы он не попал в колхозы, сдают части его в качестве лома по две копейки за кило, режут скот, чтобы не вести его на колхозный двор. В связи с этим последовали аресты и наказания - монография О.Озеровой Применение насильственных методов и репрессий в период сплошной коллективизации в 1930-1932 гг. (на примере тюркских народов Западной Сибири)
В Муромцевском районе Омской области вспыхнуло крестьянское восстание, в котором приняли участие жители 28 деревень. Оно было подавлено войсками ОГПУ:
«Во время ликвидации захвачено свыше 700 бандитов. Всего убито 31, тяжело ранено 4 бандита» - Самосудов, В. М. Истребление участников Муромцевского восстания 1930 года / В. М. Самосудов // Большой террор в Омском Прииртышье. 1937–1938. – Омск : Омский пед. ун-т, 1998. – С. 64.
В результате коллективизации были разрушены не только крепкие хозяйства, но и сами колхозы. В них упала производственная дисциплина, так как новые члены колхозов не рвались на трудовые подвиги. К тому же не хватало инвентаря для них, кормов для скота и семенного фонда, который раньше рассчитывался на меньшее количество колхозников. А кормить надо было всех - и новых, и старых.
Поэтому сроки коллективизации были сдвинуты на осень 1932 года. Власти стали искать более приемлемые для населения способы вовлечения в колхозы.