Найти тему
belhistory.by

Национально-религиозная борьба на территории Белоруссии в период средневековья.

Оглавление

Особенности национально-религиозных течений на территории Белоруссии в период средневековья.


Являясь частью большого феодального государства в период средневековья, белорусский народ неизбежно был втянут в феодально-религиозные конфликты. В основе этих конфликтов лежало несколько весьма веских причин: сосуществование множества религиозных направлений на сравнительно небольшой территории, борьба представителей этих направлений друг с другом за «паству», использование правящими кругами религиозной идеологии для достижения вполне конкретных материальных и политических целей.

Итак, на территории белорусских земель до Брестской церковной унии (1596 год) достаточно мирно и равноправно сосуществовали две основные христианские церкви: католическая и православная. Обе они почти в равной степени получали поддержку государства, хотя белорусская шляхта все-таки в большей степени тяготела к католической, стремясь приблизиться к шляхте польской, доминантной на тот исторический момент в своем социальном статусе. Менее распространенными, но все же актуальными и весьма активными религиозными направлениями этого периода в Белоруссии были протестантство и кальвинизм. Постепенно мирное сосуществование различных вероисповеданий перестало быть таковым в период обострения феодальных междоусобиц, потому что за каждой конфессией встали политические силы, пытающиеся направить ее могущество в русло достижения своих интересов.

Это было вполне возможным, потому что феодалы обладали правом патроната (официального покровительства) церкви, находящейся в рамках их владений. Причем право это распространялось на представителей всех конфессией, независимо от их вероисповедания. Именно магнат (патрон) распределял между ними привилегии, денежное содержание, земли, нередко с крестьянами. Соответственно именно у него и было «колляторское» право, т.е. право назначать священников в своих владениях. Этим правом они и пользовались, зачатую для решения внутренних политических задач.

Так, реформационное движение XVI века, охватившее всю Белоруссию, было в первую очередь проявлением социально-политической борьбы значительной части феодалов, отстаивающих «самостийность» Белоруссии и пытающихся противостоять унии (единению с Польшей). Например, во главе кальвинистов в XVI и XVII веках стояли Радзивиллы — одна из самых значимых семей феодальной Белоруссии. А вот контрреформизм в Белоруссии этого же периода имел более сложную основу, ибо был направлен не только против протестантов, но и против православия, мешающего полной идентификации Белоруссии с Польшей. Во главе этого движения в Белоруссии стояли иезуиты. Таким образом, специфика религиозно-политической ситуации на территории, принадлежавшей в средние века современной Белоруссии, заключалась в трехсторонней борьбе религиозно-политических движений: кальвинисты выступали против католиков (реформаторское движение), иезуиты (одни из самых влиятельных католических орденов) боролись за усиление влияния католической конфессии, православие в принципе пыталось выжить под давлением бесконечных попыток остальных конфессий «поглотить» его как отдельную религию, исторически «родную» местному населению. И все это использовалось и подогревалось польским, литовскими, белорусскими и украинскими магнатами в борьбе за власть, титулы, земли.

Уния православной и католической церкви на территории Белоруссии в средние века.

Итак, религиозно-политическая карта средневековой Белоруссии была похожа на лоскутное одеяло, каждая часть которого пыталась раздвинуть свои владения. Намереваясь противостоять этим попыткам, польский король Сигизмунд III хотел централизации власти и всеобщего приобщения всех своих поданных к польской культуре, точнее сказать — растворения в этой культуре до полного стирания национальной идентичности. Верхи католической церкви в это же время желали расширения территории абсолютной власти, а белорусские магнаты мечтали быть ближе к польской знати и получить абсолютную власть над православным крестьянством — так началась экспансия католичества в Белоруссию.

Первым шагом на пути «окаталичивания» населения белорусских земель стала уния православной и католической церкви, которая документально была оформлена в Бресте 6 октября 1596 года на соборе с участием духовенства, магнатов, шляхты, представителями городов как католической, так и православной веры.

Однако не все, кто участвовал в проведении собора, приняли решение об объединении двух конфессий на территории Речи Посполитой и создании униатской церкви, в состав которой должно было войти православие, оборвав свои связи с Константинополем и полностью отдав себя в руки Папы Римского. На стороне протестующих была часть духовенства, некоторые крупные феодалы и большая часть православных народных масс: крестьян, мещанства, небогатой шляхты. Только благодаря их усилиям, бесконечному проявлению несогласия с притеснением самостоятельной православной конфессии в 1633 году было восстановлено ее право на легальное существование на территории Белоруссии, включающее в себя связь с Константинополем и Киевской резиденцией.

Униатской же церкви, несмотря на поддержку Ватикана, так и не удалось выйти на один социальный уровень с католической, зато пришлось постепенно вовсе отказаться от православных подходов к вере, ведь обучались униатские священники иезуитами (как и католические), подчинялись (вольно или невольно) магнатам тех земель, на которых находились их церкви, принимали распоряжения Ватикана. При этом большая часть зажиточной белорусской шляхты предпочитала менять православие на католичество, а не на униатство, во-первых, потому что хотела стать вровень с шляхтой польской, а во-вторых, отделяя себя от «простонародной» униатской братии, состоявшей из мещан средней руки и зажиточного крестьянства. И тем не менее к к концу XVIII века на территории Белоруссии (исключая восточную, принадлежавшую уже России) униатская конфессия занимала лидирующее положение: число униатских «плебаний» достигло к этому времени 1190, католических — 283, православных — 143, соответственно — в процентном соотношении это составило 78,3, 17,4 и 8,8%.

Униатские священники пользовались такой же экономической поддержкой феодалов, как и католические. Так, например, в Клецке (владении Радзивиллов) существовали две униатские церкви, клецкие мещане обязаны были ремонтировать их. Из 48 волок (участков суши) половина волок, вольных от «чинша» (налога), находились у униатских священников. Последним разрешалось заготавливать дрова в княжеском лесу, брать там же бревна для строительства, бесплатно пользоваться городскими мельницами, получать ежегодно 15 возов сена. Приход униатской церкви состоял из половины горожан и семи окрестных деревень. За это униатский священник был обязан исправно нести службу в соответствии с католическими постулатами, призывая свою паству к послушанию по отношению к магнату. Это со времнем вызывало все больший протест со стороны основной части населения, приводя зачастую к разного рода конфликтам.

Религиозно — политические движения на территории Белоруссии как протест против польско-католической экспансии.

Как уже говорилось выше, основная причина народно-религиозных волнений в период средневековья в Белоруссии сформировалась непосредственно в момент официального признания церковной унии Сигизмундом III и создания униатской конфессии. Дело в том, что жители частновладельческих городов, вместе с православными священниками участвуя в Брестском соборе в 5196 году, в момент его разделения вошли в состав православного собора, не признанного Сигизмундом III. Это и породило действенный протест основной части мещан против разрастания и усиления чуждой им конфессии.

Так, население Слуцка отказалось признать церковную унию и, получив в качестве наместника митрополита униатской церкви Михаила Рогозы, протопопа Афанасия Герасимовича, ставленника униатской церкви, отказалось признать его, а самого Михаила Рагозу, приехавшего в Слуцк, забросали камнями, за что и были наказаны дополнительным штрафом от каждого дома на многие годы. Позже, с начала XVII, борьба против католической экспансии, частью которой и была церковная уния, велась в основном объединениями горожан — братствами, которые формировались на основе цеховых общин, вокруг церквей и монастырей. Зачастую таким братствам принадлежало движимое и недвижимое имущество, госпитали, школы, типографии, приюты. Они получали право патроната над церквями, подчиняясь высшему органу церковной власти, минуя местноцерковное руководство.

-2

Например, одним из первых на территории Белоруссии было создано Преображенское православное братство в Слуцке, которому Януш Радзивилл был вынужден передать Преображенскую церковь и Преобженский монастырь. Создаваясь как организация по защите прав православного населения, Преобаженское абатство постепенно расширяло список своих целей. Так, получив от константинопольского патриарха Феофана право непосредственного подчинения лично ему, минуя Киев и местных священников, члены братства стали контролировать их деятельность, не допуская к управлению даже униатского протопопа, как уже описывалось выше. Кроме этого, в ведении членов братства были школы, где велось преподавание на белорусском языке, больницы, дома для калек и убогих. А если проанализировать список руководителей этой организации за несколько лет, то мы увидим в их числе зажиточных мещан, часто — старост, членов городского управления. Все это делало братство как религиозной, так и светской организацией, противостоявшей не только католическому насилию, но и власти феодалов — владельцев города. Так, являясь с 1664 года кредитором князя Радзивилла, Преображенское братство вызвало его наследников на суд по уплате долга и выиграло дело! Это был юридический прецедент, показавший, что сами незыблемые основы феодальной власти перестали быть абсолютно прочными. Таким образом, являясь религиозной, коммерческой и административной организацией, городское православное братство вносило огромный вклад в сохранение славянской самостийности белорусского народа .

Однако с конца XVII века правительство Речи Посполитой начало активно противодействовать деятельности братств, сузив права православного населения до минимума, и в конце концов признав единственно возможной формой существования православной церкви только деятельность ее в составе униатской. В этот исторический момент особую роль в выражении протеста против такого положения дел сыграла Россия, которая, ссылаясь на 9 статью мирного договора с Речью Посполитой, всячески стремилась защищать права православных жителей Белоруссии. Бесконечно вмешиваясь во внутреннюю политику Речи Посполитой под предлогом защиты интересов православия, Россия совместно с братствами, с частью национально ориентированных белорусских феодалов и народных масс не позволила польско-католической экспансии ни разделить белорусский народ на разные религиозные сообщества, ни уничтожить его уникальность, растворив в культуре другого народа.

Итоги

Итак, национально-религиозная борьба на территории, принадлежащей современной Белоруссии, в период средневековья была многогранной и скорее политической, чем телеологической (богословной). Для поглощения белорусов как самобытного народа, для создания некоего механизма управления ими на духовном уровне нужна была новая церковь, формально — не католическая, чтобы не вызывать протест, но ей подчиняющаяся. Эту роль прекрасно сыграла униатская конфессия, прикрыв собой откровенное желание католичества стать монополистом и получить как можно больше паствы в свое абсолютное владение. Помешать укреплению католичества пытались протестанты и православное население белорусских земель, причем для последнего вопрос сохранения исконной веры был вопросом сохранения национального менталитета, национальных традиций и, что немаловажно, — вековой связи с Россией.