Найти в Дзене
Artfragment

Искусство разрушения: арт-вандализм XX и XXI века

Оглавление

На днях стало известно, что более 70 экспонатов Музейного острова в Берлине подверглись атаке вандалов. Египетские саркофаги, каменные скульптуры и картины XIX века облили неким маслянистым веществом. Это произошло еще 3 октября, но более двух недель информация держалась в секрете. Зато сейчас произошедшее назвали одним из самых масштабных нападений на произведения искусства и предметы старины в истории послевоенной Германии. Мы решили вспомнить громкие акты вандализма XX века, когда целью злоумышленников оказывалось современное искусство.

— Тони Шафрази стал успешным нью-йоркским галеристом.

А в 1974 году он был выпускником лондонского Королевского колледжа искусств. И тогда же написал на «Гернике» Пикассо три слова: «KILL LIES ALL». Это произошло, когда знаменитая картина испанца выставлялась в МoМА. Благодаря плотному слою лака, фразу удалось сразу смыть, не повредив холст. А Шафрази попал на первые полосы газет. Сам он тогда говорил, что его акция была протестом против войны во Вьетнаме, но значения нанесенных на «Гернику» слов объяснить так и не смог. Шафрази повезло отделаться лишь штрафом, а к концу 1970-х он завязал с собственным творчеством (он начинал, как художник), и открыл галерею.

Фраза, нанесенная на «Гернику» Пабло Пикассо.
Фраза, нанесенная на «Гернику» Пабло Пикассо.

— В 1986 году атаке вандала подверглось полотно американского художника Барнетта Ньюмана.

Картина «Кто боится красного, желтого и голубого III» была изрезана ножом Гераром Ян ван Бладереном. До этого он прочитал книгу о современном искусстве, написанную в критическом ключе. Полотно Ньюмана, поврежденное в амстердамском музее Стеделейк, было отправлено на реставрацию в Нью-Йорк. Картина вернулась в Голландию через два года, и результат работ удивил. Реставратор совершенно изменил красный цвет полотна, а краску нанес так, будто использовал валик для стен. Это возмутило даже самого вандала Бладерена. Он пригрозил вернуться в музей и снова атаковать полотно. Что и сделал, выйдя из тюрьмы. Правда тогда он порезал другую картину Наумана — «Кафедру».

Барнетт Ньюман, «Кто боится красного, желтого и голубого III», 1967.
Барнетт Ньюман, «Кто боится красного, желтого и голубого III», 1967.

— В 1997 году сильно пострадала еще одна картина в музее Стеделейк — «Белый крест на сером фоне» Казимира Малевича.

На ней один из лидеров московского акционизма — художник Александр Бренер — нарисовал зеленой краской знак доллара. Сам Бренер вандалом себя не признал, а заявил о проведенной художественной акции. По его словам, он создал новое произведение, а заодно выразил протест против коммерциализации искусства. До событий в музее Стеделейк Бренер на выставке «Интерпол» в Стокгольме уничтожил работу китайского художника Венда Гу, созданную из человеческих волос. «Белый крест на сером фоне», или «Супрематизм», долго не удавалось отреставрировать. Частицы зеленой краски глубоко проникли в трещины полотна. В итоге работу Малевича все же удалось спасти. А Александр Бренер получил 5-месячный тюремный срок и 2-летний запрет появляться в амстердамском музее.

«Белый крест на сером фоне», или «Супрематизм», Казимира Малевича с нанесенным Александром Бренером знаком доллара.
«Белый крест на сером фоне», или «Супрематизм», Казимира Малевича с нанесенным Александром Бренером знаком доллара.

Художник Марк Бриджер вылил в аквариум с ягненком банку чернил. Сам он заявил, что создал новое произведение искусства — «Черную овцу«. Правда, ни Херст, ни представители галереи такой креатив не оценили. «Отбившуюся от стада» удалось очистить от черной краски. А Бриджер даже избежал штрафа.

Дэмьен Херст, «Отбившаяся от стада», 1994.
Дэмьен Херст, «Отбившаяся от стада», 1994.

— Досталось в 2006 году и знаменитому «Фонтану» Марселя Дюшана.

Итальянский художник Пьер Пиночелли несколько раз ударил по экспонату молотком так, что на нем образовалась трещина. Сам он утверждал, что подобный акт понравился бы Марселю Дюшану и что он лишь хотел «увеличить ценность писсуара». Французский суд (нападение на «Фонтан» было совершено в Центре Помпиду) подобное объяснение не слишком оценил и приговорил Пиночелли к условному сроку и штрафу в размере $245 тыс.

Пьер Пиночелли с интерпретацией «Фонтана» Марселя Дюшана
Пьер Пиночелли с интерпретацией «Фонтана» Марселя Дюшана

— В 2015 году в садах Версаля Аниш Капур установил работу «Грязный уголок», которую сам описал как «вагину приходящей к власти королевы».

Скульптура возмутила даже видавших виды французов. Правда внешне она скорее напоминала ржавую стальную воронку. Вскоре после установки «Грязный уголок» подвергся нападению вандалов — сначала его облили желтой краской, а позднее нанесли антисемитские надписи. Сам Капур в интервью газете Le Figaro отмечал:

«Если этот акт вандализма что-то и значит, он говорит скорее о нетерпимости французов, чем об искусстве как таковом».
Надписи, нанесенные вандалами на работу «Грязный уголок» Аниша Капура.
Надписи, нанесенные вандалами на работу «Грязный уголок» Аниша Капура.

— В конце 2019 года один художник съел работу другого.

Речь о Дэвиде Датуне, который во время Art Basel Miami Beach снял приклеенный к стене банан Маурицио Каттелана и оставил от него лишь шкурку. Свой перформанс американец назвал «Голодный художник», а также отметил, что очень уважает итальянца. Осенью 2020 года Датуна заявил о готовности выкупить тело Ленина и построить для него Мавзолей в США. «Россия — уже давно империя со своим императором. Америка же движется в сторону коммунизма и социалистических идей. Сегодня атрибуты в виде Мавзолея и Ленина больше нужны США, чем России», — отметил художник.

Маурицион Каттелан, «Комедиант», 2019.
Маурицион Каттелан, «Комедиант», 2019.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.