Странная штука память народов - мы тысячелетиями помним завоевателей и диктаторов, и так быстро забываем людей, которые самоотверженно вели страну вперед. Одним из таких забытых героев является Николай Николаевич Муравьев-Амурский.
В 1848 году Муравьев-Амурский, уже побывавший генерал-губернатором Тулы, становится генерал-губернатором Восточной Сибири. Окончательно утвержден в должности он был 6 декабря 1849 года. Прибыв на место несения службы он сразу начал настаивать на более агрессивном продвижении в регионе. В первую очередь он настаивал на захвате Амура, так как приближавшийся раскол с европейскими державами (у нас всегда были с ними очень "теплые" отношения) требовал возможности оперативной доставки войск на Камчатку - а самой удобной транспортной магистралью для этого был Амур.
В 1954 году он получил согласие императора и к устью Амура выдвинулись первые военные и поселенцы. Фактически они ступили на территорию Китая. Но Муравьев сумел уладить вопрос мирным путем, добившись проведения границы между Россией и Китаем по Амуру. Именно после этого он и стал Муравьевым-Амурским. Увеличить территорию страны и организовать снабжение Камчатки он сумел без войны.
Муравьев-Амурский трижды пытался инициировать строительство Сибирской железной дороги, но дорогостоящий проект не прошел сенат.
Амбиции Муравьев-Амурского относительно территории Китая на этом не закончились. Он настаивал на продолжении экспансии на территорию Китая, а также на присоединении к Российской Империи Монголии и Кореи.
Для защиты Камчатки с самого своего прибытия Муравьев укреплял крепость Петропавловского порта. Были построены новые укрепления и батареи. Там уже курсировали английские суда под видом экспедиций. И ожидать экспансии можно было в любой момент. Собственно она и готовилась на самом серьезном уровне. Англичане ставили своей целью отделение Камчатки от Российской Империи.
Особого внимания заслуживают взгляды Муравьева. Николай I считал его либералом и при этом полностью ему доверял. Муравьев принимал в своем доме сосланных декабристов. В Петербург уходили доносы, но генерал-губернатор отстоял свое право на общение с ними.
Английского вторжения пришлось ждать недолго. Во время Крымской войны объединенная эскадра из 6 кораблей под командованием контр-адмирала Дэйвида Прайса, поклявшегося королеве забрать Камчатку у русских, атаковала Петропавловский порт 31 августа 1854 года.
Но противник недооценил оборону крепости. С момента сбора разведданных укрепления серьезно разрослись. Увидев их и помня о клятве королеве Прайс покончил жизнь самоубийством и красные мундиры шли в бой без главнокомандующего. Бои завершились 7 сентября. Враг ушел ни с чем, понеся тяжелые потери.
Однако и для защитников бой обошелся дорого. Стало ясно, что в текущей ситуации новую атаку можно уже не выдержать. Было принято решение покинуть укрепления, приведя их в негодность. Новая эскадра из 14 кораблей прибыла в мае 1855 года. Но застала разрушенную крепость и непригодные для жизни дома. Защитники не дожидаясь таяния пробили путь во льду и увели суда.
Муравьев-Амурский оставил не только строил крепости. Он активно переселял людей на Дальний восток для создания поселений и инфраструктуры. Закупал лошадей.
С лошадьми связан еще один интересный факт. Их закупали в центральной России и Муравьев отдал указания по всему маршруту добавлять в корм сосновую шишку. Именно из семян этой шишки, разнесенных столь необычным способом появились сосновые леса на Дальнем востоке.
В 1861 году Муравьев добровольно уходит с поста, после отказа в разделении Восточной Сибири на 2 генерал-губернаторства.
Он уезжает в Париж, где и живет следующие 20 лет до конца дней. В первую очередь по медицинским соображениям. Но его останки в 1990 году были перевезены и захоронены в центре Владивостока.
Но есть и более привычное нам изображение Муравьева-Амурского, которое довольно часто попадается на глаза, но которому мы не придаем значения