Найти тему
Исторические сражения

Как капитан корабля довел команду до кровавого мятежа

Фрегат Королевского флота "Гермиона" заложили 20 марта 1780 года в Бристоле как головной в серии из шести однотипных кораблей. Строительство его несколько раз прерывалось из-за перебоев в финансировании и велось достаточно неспешно. По итогу стоимость проекта составила 11350 фунтов, 14 шиллингов и 4 пенса. Спуск на воду состоялся 9 сентября 1782 года. 32-пушечный корабль отнесли к пятому классу.

"Гермиона" много ходила в Новую Шотландию в качестве эскортного корабля, участвовала в охране побережья Британии и вела обычную жизнь для боевого корабля. В 1790 судно подверглось капитальному ремонту, а в 1792 прошло еще и дополнительное переоборудование, коснувшееся главным образом пушечного и парусного вооружения – корабль максимально подготовили для дальних переходов.

Аналогичный "Гермионе" фрегат Королевского флота. Художник: Thomas Luny
Аналогичный "Гермионе" фрегат Королевского флота. Художник: Thomas Luny

После модернизации фрегату довелось поучаствовать в войне против французов. Причем как в составе крупной эскадры, так и в качестве лидера небольшого отряда, промышлявшего на торговых линиях французов. В результате боевой работы экипаж потерял 5 человек убитыми и 6 ранеными – эти данные потребуются для понимания масштаба последующих событий.

Словом, до определенной поры судьба фрегата мало отличалась от стандартного пути британского боевого корабля. Но в 1797 после ряда мятежей в английском флоте на корабль назначили нового капитана. Им оказался 28-летний Хью Пигот – младший сын адмирала. Правда, тот адмирал еще и носил звание Первого морского лорда. Так что этому капитану прощались многие грехи. А ангелом капитана Пигота точно нельзя назвать.

Хью Пигот был, судя по всему, крайне вздорным, закомплексованным человеком с садистскими наклонностями. Который к тому же плохо разбирался в кораблевождении. До "Гермионы" он служил на схожем фрегате "Саксесс" (HMS Success), на котором в тихую погоду умудрился протаранить торговое судно. Стоит ли говорить, что виноватым признали капитана торговца – а как еще могло получиться при таком-то папе?

Барон Джордж Пигот, дядя нерадивого капитана. Дважды был президентом Британской Ост-Индской компании. Художник: George Willison
Барон Джордж Пигот, дядя нерадивого капитана. Дважды был президентом Британской Ост-Индской компании. Художник: George Willison

Во время 9-месячного перехода на фрегате Пигота выпороли 85 матросов – это ровно половина команды. Причем двое матросов от побоев скончались. Но и на этот факт начальство внимания не обратило. Для Адмиралтейства сложности с капитаном начались, когда он создал аварийную ситуацию с бригом "Меркурий" в водах Санто-Доминго. Что закончилось сначала руганью. А потом ребята Пигота схватили одного матроса с того злосчастного брига и высекли по приказу капитана – мол, за непочтительное отношение к его персоне. Вот только, к несчастью для самодура Пигота, бриг оказался американским. Что спровоцировало дипломатический скандал. В результате чего капитан британца угодил под трибунал, где его заставили извиниться в изысканных выражениях, а потом отправили в отставку. На беду британского флота, у отставного капитана нашлись высокопоставленные заступники, что и привело его на борт "Гермионы".

На тот момент шло противостояние с Испанией, и фрегат нес службу в водах между Пуэрто-Рико и Санто-Доминго. И в какой-то момент капитану не понравилось рвение молодого мичмана Дэвида Кейси, плававшего с Пиготом еще гардемарином. Мичмана приговорили к 12 ударам плетью (наказание для матросов, но не офицеров), поскольку он отказался извиниться перед капитаном. Правда, мичман-то извинился, просто Пигот решил, что мичман должен повторить процедуру, стоя перед ним на коленях. Ясное дело, что мичман от такого унижения отказался.

Расправа над мичманом взбудоражила команду, и на борту стали поговаривать о мятеже. Возможно, на этом бы дело и закончилось, но через неделю, в один из дней, капитану показалось, что команда слишком медленно работает с парусами. И тогда Пигот объявил, что последнего, кто спустится с мачты, подвергнут порке. Работавшие на снастях матросы запаниковали и стали поспешно спускаться с мачт. В результате этой паники три матроса сорвались и расшиблись насмерть. Но и тут бы можно было погасить конфликт, отнесись капитан по-человечески к своей команде. Увы, капитану Пиготу любая человечность оказалась чужда.

Наказание на корабле. Гравюра XIX века. Гравер: John Halpin
Наказание на корабле. Гравюра XIX века. Гравер: John Halpin

Пигот приказал выбросить тела погибших за борт. Без проведения обязательной в таких случаях погребальной службы. Вдобавок, он обозвал погибших салагами и приказал перепороть всех матросов, работавших тогда на мачтах. Это событие и послужило катализатором вспышки.

В 11 часов вечера следующего дня (21 сентября 1797 года) группа матросов в 18 человек, хлебнув для храбрости рома, избили стоящего на посту у капитанской каюты морского пехотинца. Затем мятежники выломали дверь и выволокли капитана-садиста на свет божий. Его искололи кортиками и абордажными саблями и, еще живого, выбросили за борт. Говорят, Пигот плакал и умолял сжалиться над ним. Как все садисты, он очень трепетно относился к собственной персоне. Вместе с капитаном погибло еще 8 офицеров. Гнева команды избежали только плотник, штурман и молоденький мичман Кейси. Но они требовались для обеспечения живучести корабля. Возможно, поэтому их и пощадили.

Фрегат ушел в испанский порт и сдался. Правда, испанцам сообщили, что бунт имел место, но кровопролития не случилось – капитана и офицеров посадили-де на шлюпку с запасом воды и провианта в пределах видимости какой-то земли. Испанцы не выказывали стремления докопаться до истины и удовлетворились этой, наспех состряпанной историей.

Бывший фрегат "Гермиона" под испанским флагом. Художник: Nicholas Pocock
Бывший фрегат "Гермиона" под испанским флагом. Художник: Nicholas Pocock

Английскому экипажу выдали на нос по 25 долларов и предложили или продолжить службу на старом корабле, но уже под флагом Испании, или стать поселенцами в местной колонии. Часть (25 человек) решили продолжить морскую службу на испанской стороне, кто-то ушел в команду французского капера (этих бедолаг позднее англичане захватят в плен и отдадут под суд), кто-то сошел на берег и остался в Новом Свете навсегда. Но часть прежней команды (в том числе тот самый мичман, шесть уцелевших морпехов и оставшиеся в живых плотник, штурман и канонир) стали требовать признания их военнопленными. Что испанцы исполнили довольно точно. Впоследствии обменяв их на своих моряков, так же попавших в плен англичан.

Чтобы хоть как-то повысить свой престиж после столь неприятной истории, британцы разработали целую спецоперацию по захвату испанского фрегата (бывшего когда-то "Гермионой"), которую они и сумели воплотить в жизнь несколько лет спустя. Но это уже был "гол престижа". Поскольку фрегат по возрасту уже не стоил таких усилий и жертв.

× Поддержите нас в телеграме: @battlez

Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала