Найти тему
Спорные теории

Цивилизации на больших каменистых планетах

При рассмотрении возможностей существования внеземных цивилизаций на крупных каменистых планетах, именуемых также суперземлями, обычно обращают внимание на сложности развития у них авиации и космонавтики при достижении нужного уровня технического прогресса. Но возьмусь утверждать, что разумные существа, возникшие на таких планетах, с высокой вероятностью не создадут даже аналога железных дорог и, возможно, даже ветряных мельниц.

Изображение с сайта hipwallpaper.com
Изображение с сайта hipwallpaper.com

Причём, основное препятствие с гравитацией будет связано весьма опосредованным образом, и оно даже не будет препятствием для технического прогресса в буквальном смысле, будет лишь ему не благоприятствовать. Конечно, имеет значение, какое общество может складываться у разумных существ на разных планетах, но возьмусь утверждать, что предшествующая эволюция исключит значимые отличия от людей.

Крупные каменистые планеты, скорее всего, будут иметь большую гравитацию и более плотную атмосферу, что, вероятно, скажется на особенностях разумных существ таких планет. Размер разумных существ наверняка будет меньше, возможно, у них будет больше конечностей, зрение будет в более длинноволновом диапазоне. Плотная атмосфера приведёт к поглощению большего диапазона коротких электромагнитных волн, поэтому зрение в ближнем инфракрасном диапазоне может оказаться эволюционно выгодным, несмотря на то, что потребует больший размер органов зрения для той ж чёткости.

Фактор естественного отбора и стремление жизни занимать доступные экологические ниши, вероятнее всего, на всех обитаемых планетах будут одинаковыми, сам механизм эволюции вряд ли может варьироваться. А это будет означать, что не только основные виды экологических ниш будут схожи с земными, но и факторы закрепления разума естественным отбором тоже не будут заметно отличаться. Видам, выживающим за счёт численности популяции, или, напротив, видам с крупными отдельными особями разум эволюционно выгоден не будет.

Факторы внутривидовой и межвидовой борьбы за существование, скорее всего, будут действовать одинаково на любой планете, поскольку размер доступных экологических ниш в любом случае ограничен, хоть его абсолютная величина может заметно отличаться. В итоге, сообщества любых разумных существ на любой планете, вероятнее всего, тоже будут бороться за выживание с другими видами и между собой, при этом не тратя свои жизненные и внешние ресурсы понапрасну. Соответственно, сообщества, которым не требуется бороться между собой за те или иные ресурсы, скорее всего, не будут совершенствовать не только методы борьбы, но и методы хозяйствования вообще.

Косвенные подтверждения этому тезису имеются и на нашей планете, народы, длительное время проживавшие на более или менее изолированной территории, не демонстрировали высоких темпов технологического развития. Например, инки, жившие в достаточно благоприятном климате, которым был доступен достаточно выгодный для выращивания картофель, имевшие в распоряжении тягловых животных, тем не менее, не продемонстрировали значительных достижений технического прогресса. Точнее, можно сказать, что эти достижения оказались ровно достаточными для контроля благоприятных для проживания территорий, иначе говоря, отсутствие более развитых претендентов на территорию их проживания способствовало прекращению технического прогресса.

Аборигены острова Тасмания и вовсе во времена нашей эры оставались в каменном веке, и это тоже можно связать с тем, что от прочих претендентов на их территорию их изолировало море. Планеты, имеющие большое количество мелких островов, разделённых значительными морскими пространствами, скорее всего, и вовсе не будут способствовать началу технического прогресса у какого-либо из сообществ разумных существ.

Выдвину предположение, что большинство крупных каменистых планет такими и являются. Наша планета имеет переменное количество воды в морях и океанах, и большая часть низменных территорий оказывается покрытой водой, а уровень зависит от объёма этих низменностей по сравнению с общим объёмом воды, не связанной в полярных ледниках. Меньшие перепады высот способствовали б более значительным изменением соотношения территории океанов и суши в зависимости от количества воды в океанах, в итоге, такая планета часто переходила б от редких фрагментированных островов среди океана к обширным материкам с большой территорией вдалеке от каких-либо морей. Последние, скорее всего, будут засушливыми пустынями с очень небольшой биомассой на единицу территории, что сделает их совершенно не благоприятными для проживания разумных существ.

Непосредственно океаны тем более вряд ли могут стать естественной средой обитания разумных существ, цивилизация среди водных животных может быть темой, которую имеет смысл рассматривать отдельно, сейчас сделаю предположение, что возникновение цивилизации несравнимо более вероятно среди наземных форм жизни.

Но именно крупные каменистые планеты, имеющие большую гравитацию и более плотную атмосферу, скорее всего, будут иметь незначительные перепады высот. Ветер в плотной атмосфере в сочетании с большей гравитацией будет приводить к более быстрому разрушению горных хребтов и исчезновению глубоких желобов.

В итоге разумные существа, даже заселившие большие территории на такой планете, почти всегда будут разделены на небольшие заселённые территории либо морями в случае высокого уровня океана, либо большими пустынями в случае низкого. Вряд ли какое-то из таких сообществ сможет далеко продвинуться по пути технического прогресса.

Наука
7 млн интересуются