Вот этот красный ящик, который можно увидеть, сняв обшивку переднего багажника Tesla Model S - ни что иное как классическая свинцовая батарея на 12 вольт, какую сейчас можно встретить на любом бензиновом или дизельном автомобиле.
Но зачем она стоит на "Тесле"? И, кстати, почти на всех современных электрокаров за исключением совсем уж экзотических моделей? Ответ на самом деле прост.
В целью унификации, многие второстепенные системы в электрокарах работают при напряжении 12 вольт. Это, например, фары и мультимедийная система. Стандартное гнездо прикуривателя, в которое можно вставить, например, зарядное устройство, тоже должно быть рассчитано на 12 вольт.
А тяговая батарея в "Тесле" имеет напряжение примерно в 400 вольт. В других электромобилях доходит и до 800 вольт. Например в Porsche Taycan.
Конечно, можно было бы сделать преоборазователь от тяговой батареи на 12 вольт. Собственно, он там и есть, иначе как бы заряжался обычный аккумулятор? Тогда зачем он нужен?
Основных функций две. Первая - резервная. Даже если вы полностью посадили тяговую батарею, у вас все еще работают фары, можно включить аварийку и даже послушать музыку в ожидании эвакуатора.
А во-вторых, 12-вольтовая батарея питает электронику, активирующую высоковольную систему. Когда вы садитесь в электрокар и включаете его, то можно услышать небольшие щелчки: это срабатывают переключатели. Именно их питает 12-вольтовый ток.
А теперь о неприятном.
Кислотно-свинцовые батареи хороши двумя вещами. Они дешевые и могут быстро обеспечить высокую силу тока. Это хорошо, когда нужно завести бензиновый или дизельный мотор, но в электрокарах такого не требуется.
Проблема в том, что в ином режиме такие аккумуляторы очень быстро деградируют.
В теории в электрокарах электроника должна имитировать для 12-вольтных батарей режимы, как в машинах с ДВС. Но почему-то делается это плохо.
Так, подобные батареи очень быстро выходили из сnроя у старых Nissan Leaf. Затем на то же жаловались владельцы Tesla.
К слову, у "Теслы" замена аккумулятора еще и стоит очень дорого - около 400 долларов! Конечно, можно купить такой аккумулятор долларов за 50 и самому его заменить (что многие и делают), но есть клиенты, которые все предпочитают делать на фирменных сервисных станциях.
Наконец, в конце октября начали появляться сообщения об отказах 12-вольтных аккумуляторов на Volkswagen ID.3. А ведь этот электрокар поступил в продажу только в сентябре!
Конечно, Volkswagen проведет отзыв автомобилей и устранит проблему. Но может пора уже перестать наступать на грабли и заменить старый свинцовый ящик на более современную литий-ионную батарею тоже на 12 вольт?