Издание «Фонтанка» проанализировало документ и пришло к выводу, что прививка имеет целых 144 побочных симптома.
У 38 добровольцев, участвовавших в испытаниях препарата, удалось выявить отечность, боль, зуд в месте введения лекарства. При этом среди общих проявлений вакцины также отмечались общее недомогание, повышение температуры тела, диарея, головная боль, потеря аппетита, боль и першение в горле, заложенность носа, а также астения, ринорея и пирексия.
Помимо этого препарат имеет возрастное ограничение, составляющее от 18 до 60 лет. Это значит, что для детей и пожилых людей вакцина может быть опасна. Для беременных и кормящих применение лекарства также не желательно. Исходя из отчета ученых, продолжительность действия вакцины неизвестна, так же как и последствия ее взаимодействия с другими лекарствами. Концентрация антител к коронавирусу также не ясна.
Отмечается, что перпарат стоит с осторожностью применять людям с аллергией и хроническими заболеваниями, а ведь именно они находятся в основной группе риска по коронавирусу. В результате, все это говорит о том, что российская вакцина по-прежнему нуждается в изучении. Ее испытали на слишком узкой группе людей.
КCOVID-19 останется с нами
Противовирусные вакцины в принципе получаются с трудом из-за определенной специфики иммунного ответа и изменчивости вируса, говорит главный внештатный специалист-пульмонолог Министерства здравоохранения РФ по ЦФО Андрей Малявин. «Есть опыт совершенно потрясающих вакцин, например, вакцина против черной оспы — она позволила полностью избавиться от болезни. Но в случае с быстро мутирующими вирусами сложнее. Скажем, вакцина против гриппа не всегда эффективна, именно потому что вирус постоянно меняется и мы не попадаем в генотип».
По мнению Малявина, с коронавирусной инфекцией ситуация такая же, поэтому ждать панацеи не стоит. Скорее всего, положительный эффект будет, и смертность начнет снижаться, но вакцина, где бы она ни была произведена, не поможет окончательно избавиться от нового коронавируса.
«Пока со стороны всех государств ускоренные клинические исследования — это в какой-то мере жест отчаяния, продиктованный сложной эпидемиологической обстановкой, но нельзя не принимать во внимание определенную коммерческую и политическую выгоду. В конечном счете через несколько лет, я думаю, будет надежная вакцина, и она вполне может быть российской», — говорит специалист.
Молекулярный биолог и научный журналист Ирина Якутенко считает, что если вакцины-лидеры, которые успешно прошли две стадии клинических испытаний и перешли на третью, — несколько китайских, так называемая оксфордская и несколько американских — докажут свою эффективность, то ряд препаратов могут запустить в производство уже в середине следующего года. Российскую вакцину «Спутник V», разработанную в НИЦ Гамалеи, хотя она зарегистрирована одной из первых (фактически второй, после китайской), Якутенко не включает в список лидеров, так как в НИЦ пропустили третью стадию исследований (разработчики планируют провести ее параллельно с вакцинацией медицинских сотрудников). «Вполне вероятно, это нормальная вакцина — но этого никто не знает, потому что не были пройдены все необходимые в этих случаях этапы клинических исследований, и это вызывает тревогу», — говорит Якутенко.
Из-за ускоренных темпов разработки эффективность и долгосрочные последствия всех вакцин вызывают вопросы. Для того чтобы их оценить, и нужна третья стадия клинических исследований. На этом этапе необходимо, чтобы «люди, которые получили вакцину, могли встретиться с вирусом», говорит Якутенко. «Поэтому сразу несколько компаний проводят третью фазу испытаний в Бразилии, так как там очень много вируса и, соответственно, высокая вероятность каждый день «познакомиться» с ним на улице. Может оказаться, что вакцинная защита работает только определенный период времени, скажем, год, а дальше надо перепрививать. Но это по определению можно увидеть только через год, когда все эти вакцины будут запущены в производство», — объясняет она.