Найти в Дзене
Заметки мамы-училки

Хочу, чтобы ребенок хорошо учился в школе. Но кому это надо - ребенку или родителю

- Мама будет ругать меня за "четвёрку", - со слезами на глазах говорила отличница. Эта девочка училась со мной в одном классе, у нее была очень строгая мама, и она её боялась расстроить. Тогда, в свои далёкие школьные годы, я впервые поняла, что отметки нужны некоторым родителям больше, чем их детям. Меня родители за плохие отметки не ругали, да и как-то внушали мне, что не в отметках счастье, лишь бы человеком я хорошим выросла, и жизнь чтобы сложилась. Но я плохие отметки практически не получала, училась хорошо. Единственный случай был в 10 классе, когда я получила после болезни кучу двоек по контрольным (ссылка на эту статью будет в конце публикации).

А вот моя одноклассница-отличница почти никогда не получала даже четвёрок, чтобы угодить строгой маме. А что в итоге? Школу-то она закончила с золотой медалью, а вот жизнь не сложилась. Ни карьеры, ни нормальной зп, ни мужа хорошего. Двое детей и нищета, ещё и квартиры нет. И зачем нужно было столько слёз и мучений ради золотой медали? Очень хочется сейчас встряхнуть ту строгую маму, да и многих родителей встряхнуть: "Зачем вы гонитесь за пятёрками? А вы спросили у своего ребенка: нужны ли ему эти пятёрки?" Ведь гораздо важнее, чтобы ваши дети выросли хорошими людьми, а не просто отличниками.

Ещё один случай погони за тем, чтобы воспитать из ребенка вундеркинда, я описывала в статье о своей ученице, которую отдали в школу в 5 лет, и к чему это привело (ссылка также будет в конце). Девочка просто хотела гулять и играть в Лего, а мама заставляла её заниматься. Представляю, какая у мамы случается истерика каждый раз, когда дочь приносит со школы плохую отметку.

Таких родителей я могу перечислять десятками. За годы работы в школе и репетитором, видела, как мамы и папы водили своего ребенка на кучу кружков и секций, как сидели вместе допоздна над уроками, как бегали по учителям, выпрашивая хорошие отметки, как заставляли переписывать ученика домашнюю работу снова и снова, пока она не будет безупречной. Ниже на фото моя ученица из многодетной семьи. Мама постоянно повторяла ей: "Твои старшие сёстры - отличницы. Ты должна им соответствовать!"

Отличница. Фото автора
Отличница. Фото автора

Кому и что должен бедный ребенок? Я считаю, что ребенок должен просто учиться, как может, вот и всё.

Я стала мамой, и мой сын тоже начал получать иногда тройки, двойки бывают тоже, но редко. И моё материнское сердце сжимается. Обидно, печально, жалко.

"Хочу чтобы мой ребенок хорошо учился", - говорит мой внутренний голос. И это нормальное желание нормального родителя. Но тут же я говорю себе: "Разве я люблю его только за отметки? Что изменится, что рухнет из-за этой "тройки"?" И эти слова как будто отрезвляют меня. И я отпускаю эту ситуацию. Потому что ребенок должен сам захотеть хорошо учиться, а не его родитель.

Родителю нужно лишь подсказать, направить в его школьной жизни, рассказать о том, что будет в случае плохой учёбы, помочь найти стимул и мотивацию. А вот дальше уже ребенок решит для себя сам - будет он стараться учиться хорошо или нет.

Многие родители мне возразят: да ребенок в начальной школе ещё не понимает, зачем ему вообще учёба и школа, не понимает, зачем хорошо учиться, не знает про ЕГЭ, не видит себя поступающим в хороший университет, не понимает, что станет дворником, если будет лениться и валять дурака. Нам-то, родителям, виднее! Конечно, ребенок-то несмышлёныш совсем!

Извините, а почему вы воспитали его несмышлёнышем? Вы пробовали общаться со своим ребенком по-другому? На равных. Так, чтобы он понял! Он же у вас не умственно отсталый, объясните ему разными словами и разными способами, зачем люди учатся, и почему важно учиться хорошо. Какие-то слова всё равно осядут в его голове. А дальше уже надо работать не над ребенком, а над собой: учиться любить ребенка не за его отметки, учиться не нервничать из-за плохих отметок.

Я сама долго к этому шла и долго училась. Будучи учителем, осуждала родителей, которые так рвутся, так хотят, чтобы ребенок хорошо учился. Будучи родителем, уже не осуждаю их, но избегаю быть такой, как они.

Совсем другое дело, когда плохие отметки бывают за поведение или несправедливо поставленные. С несправедливыми, на ваш взгляд отметками, нужно подходить к учителю, разговаривать лично с ним, а не возмущаться в родительском чате или перед родственниками. Можно подходить к завучу, директору.

Нельзя пускать на самотёк череду двоек у ребенка, поставленных справедливо и за знания. Тут обязательно надо ликвидировать пробелы в знаниях, заниматься самим или с репетитором. Однако данная статья всё-таки направлена на детей-отличников и "середнячков", родители которых изо всех сил стремятся к отличным отметкам, игнорируя усталость и здоровье ребенка.

Оценки - не должны быть целью жизни. У ребенка необходимо воспитать ответственность, он должен понимать, что учится не для мамы, не для учителя, а для себя.

Ставьте 👍, пишите в комментариях, как вы относитесь к отметкам своих детей?

Подписывайтесь на канал, здесь мы говорим откровенно о школе и о материнстве.

Статьи, упомянутые в публикации: