Найти в Дзене
PLATON

"Алиенист", 1 сезон. Слишком много недомолвок, или Сценарий был хорошим в книге

«С этого момента, сказал он, нам надлежит по возможности максимально полно избавиться от предрассудков касаемо поведения человека. Мы не должны пытаться взирать на мир собственными глазами и судить его по своим меркам — мы должны взглянуть на него глазами убийцы. С позиции его опыта и контекста его жизни — вот что главное. Любой нюанс его поведения, который покажется нам загадочным, начиная с самых тривиальных и заканчивая поистине ужасающими, следует объяснять возможными событиями в детстве убийцы, потенциально способными привести к имеющимся последствиям». (Калеб Карр, «Алиенист», 1994)

Да, в этом и состоит метод расследования главного героя — доктора Крайцлера. Собрав команду из журналиста Мура, братьев-детективов Айзексонов, первой женщины-полицейской Сары Говард, негра-кучера Сайруса, и подручного мальчишки Стиви Таггерта, он намерен поймать убийцу детей в развращенном Нью-Йорке конца 19 века. Метод контекста, которым они пользуются, опирается не столько на классические допросы и сборов вещественных улик, сколько на выявление портрета личности убийцы. Составляют его, задавая себе вопросы, почему он, то бишь, убийца, поступил с трупом так, а не иначе; почему он написал в письме именно это слово вместо аналогичного другого. Это цепляет. Очень интересно, как команда собирается вместе в своей штаб-квартире и начинают «копать» и «копать», используя всевозможные знания о психологии, при этом все основные выводы высвечивая на грифельной доске перед всеми в виде таблицы. Море рассуждений, буря размышлений, — ты в курсе всей кухни расследования, все преподносят тебе на блюдечке, разобрав все по косточкам.

-2

Взять другой пример — Шерлок Холмс. Конечно, весь этот лондонский антураж с домашней атмосферой и душевными диалогами, — всё это здорово. Но насколько было приятно углубиться в метод дедукции (читай, индукции), когда Холмс сначала говорит все выводы о человеке или о произошедшей ситуации на месте преступления, а потом предоставляет весь ход своих рассуждений, которые привели к этим выводам. Ты в курсе всего и никогда не потеряешь ни нить расследования, ни нить сюжета в целом. Или борьба Киры и L в аниме-сериале «Тетрадь смерти». Этот интригующий мыслительный процесс двоих соперников во время их диалогов выдают нам сполна. Это заинтересовывает, цепляет. Убери, это, как в американской адаптации, и уже неинтересно.

Беда восприятия тех, кто читал оригинал, в том, что чаще всего, если выпускается экранизация, они не довольны ею, потому что «не по книге», понимаешь ли. Вот честное слово, читал «Алиениста» давно уже и точно все не помню. Не всегда могу сказать, где по книге сериал вышел, где нет, но точно помню, чем зацепила книга. Об этом я уже изложил выше. Ты понимаешь, чем отличается метод расследования доктора Крайцлера от других. Как он действует, работает, влияет на сюжет в конце концов. Тебе предоставляются все вот эти глубочайшие детали до самого основания! Именно из-за этого я решил посмотреть сериал. Все очень мило, герои прикольные, актеры «ниче так» подобраны, ну прям «ниче так». Хах, правда, бросается в глаза то, что для первого плана выделяют Крайцлера, Мура и Сару Говард зачем-то. А остальные так, для массовки. Наверное, решили что штамп «главный герой, друг главного героя, и подружка друга главного героя» будет восприниматься доступнее для зрителей, чем команда из 7 человек, где каждый незаменим и выполняет свою функцию. Гарри Поттер с Роном и Гермионой, да Наруто с Саске и Сакурой зашли же. Ну да ладно. Что еще хорошо, так это костюмы, декорации в совокупностью с операторской работой. Особенно интересным выглядит стремление оператора к увеличительным кадрам лиц героев, чтобы как можно яснее передать мимику. Антураж Нью-Йорка 19 века передан очень неплохо, зловещая атмосфера, и в частности, саспенс выдержан на должном уровне. Поэтому интрига всегда на месте. Увы, из-за хромого сценария она никак не оправдывается и ведёт в никуда.

-3

Несмотря на всю визуальную красоту, чего я ждал, так и не случилось. Здесь упорно не хотят посвящать в курс рассуждений, ласкающих слух. А вместо этого присутствует следующее: скучные разбирательства полиции с полицией и Крайцлером и Ко, недомолвки, еще недомолвки, странные мимики, которые выражают недомолвие (если честно, не понятно как они понимают умудряются вместе что-то расследовать, когда как ансамбль, ну не сыграны они), гуляния всякие, общение, просто общение о чем-то наверно относящимся к делу. Что еще? Поедание вкусных блюд, посещение светских мероприятий с танцами, посещение борделей. Ну еще недопонимания, споры, ссоры из-за недомолвок.

И тут наши друзья в сборе, встали у грифельной доски, сняли покрывало с нее, а там уже чертежи, слова… Когда успели настрочить, непонятно. И тут начинает кто-то что то говорить касательно выводов о преступнике. Я такой: «Ну наконец то». Как вдруг ОПАЧКИ, неловкая ситуация, недомолвка, недопонимание, обидка, странная пафосная фразочка. И все, свет потух. И опять ходят, бродят, сидят, кушают, с кем-то общаются. Уловили какую-то ниточку, придумали план на основе чего-то и пошли за преступником гоняться. Выходит, следить за сюжетом оказалось непросто. Ну ведь половина сериала — это же просто вода. Вода водная. А еще водная вода. В воде. Ну прям так же, как я пишу, говоря «вода да вода» в разных вариациях. Что-то происходит, вроде действие идет, но почему так герои поступают, непонятно. Поехали туда, сюда, — зачем это было нужно? Всё за кадром. Всё это, хех, в книге прочитаете.

-4

Хотелось бы меньше недомолвок, меньше странных взглядов друг на друга, меньше афоризмов разного сорта и каких-то недопониманий на пустом месте. Вместо этого бы побольше нормального человеческого общения с детальным выяснениям дел, подробным и активным обсуждением ситуаций, убийств и всякого прочего, как было в книге. Такая вот главная и очень существенная претензия. Конечно, если сравнивать с книгой, то там вот, например, убийства детей-проституток были описаны гораздо жёстче, чем показано здесь, и это вызывало настоящий ужас. В оригинале чётко и ясно прослеживался лейтмотив «преступник — тоже жертва». Ты восхищался тем, что главные герои учатся понимать не такого, как они. Нравилось, как учатся искренне сопереживать самому отъявленному маньяку, ведь в каждом человеке есть что-то плохое, за что можно осудить его.

Так что вот так как-то. И я вовсе не говорю, что всегда все должно быть по книге. Просто то, чем призвана увлекать история, да и чем по итогу и увлекает на бумаге - этим сериал обделён. И поэтому увлечь экранизации не получилось.

Так, а что там со вторым сезоном? Пока вроде тоже самое, но хотя бы знаешь, что ожидать хорошего и не нужно. Хоть посмотрю, как Дакота Фаннинг разъезжает на карете по улицам Нью-Йорка.