В небезызвестном сериале "Бригада" главный герой и его друзья очень любили песню из к/ф "Генералы песчаных карьеров". Чем-то она им напоминала их же судьбы. А мне всегда нравилась "Баллада о борьбе" Высоцкого, цитата из которой вынесена в заголовок статьи.
Наверное, в стихах Высоцкого я увидел отражение каких-то своих смыслов... Может и так. Детские книги должны учить мальчика быть мужественным, честным и справедливым, а не "крутым". И дело тут не в морали. Оставим ее уполномоченным на то лицам - пусть они объясняют, что хорошо, что плохо, а я объясню с чисто утилитарной точки зрения.
"Крутой", которому с детства вдалбливали, что он "победитель", а кругом одни "неудачники", что он хищник, а кругом стадо и все такое, ломается один раз и на всю жизнь. Это гораздо проще, чем кажется. Достаточно показать ему, что он сам "лузер", "лох","терпила", что он даже умереть по собственному желанию не может. Этого откровения психика "крутого" не выдерживает - он либо съезжает окончательно с катушек, спивается, вешается, либо находит для себя спасительное самооправдание и превращается в вечную шестерку, стукача, подхалима и тому подобных шакалоподобных персонажей, твердя себе, что другого выхода не было.
Воспитанный на правильных и достойных примерах мужчина подобен клинку из хорошей стали. Его можно согнуть, но чуть давление ослабло, он распрямится. И горе тому, кто вовремя не увернулся. Мое дошкольное детство прошло в районе Таганка города Москвы, в 70-е еще там проживали весьма колоритные личности в старых коммуналках. Найти в то время среди них несудимого порой было непросто (если конечно не заходить в "генеральский" двор на улице Володарского). Так вот дворником у нас был некий татарин, который остался в моей памяти как дядя Алик. Дядя Алик мел улицы обычной метлой, таскал баки с мусором и чинил садовые скамейки в скверике. Но его тихого голоса обычно хватало, чтобы отрезвить любого пьяного буяна или хулигана. С ним не связывались, потому что знали - Алик не боится никого и ничего, его можно убить, но запугать нельзя. А еще Алик мог легко вытащить двумя пальцами старый ржавый гвоздь из доски, а то и взять этими пальцами за плечо и, добро улыбаясь железными фиксами, сказать: "Зачем сломал, собак страшный?" Только хулиган при этом бледнел и тихо выл, что больше не будет, забыв про пацанские расклады и свой дворовый авторитет. Вот так, тихо делая свою работу, не повышая голоса, никого не боясь и ни на ком не самоутверждаясь, он и жил. При этом была у Алика слабость - он любил кошек. Все бездомные и домашние мурлыки, гуляющие во дворе и прилегающем сквере, его обожали. Совсем не героический персонаж, короче.
Но с позиции прожитых лет могу сказать - случись беда, Алик стал бы надежной опорой, защитником по сути, а не по форме. Это произошло бы само собой, как результат всей прожитой жизни. Не знаю, читал ли в детстве наш дворник хоть какие-то книги. Но мама и бабушка ему рассказывали сказки про добрых и честных богатырей и злых колдунов, про Белого коня, про мудрую кошку и волшебное кольцо и еще много других - мы жили по соседству, у семьи Алика был отдельный вход из деревянной пристройки, а наша дверь была следующая - когда-то до революции это была "людская", комнаты прислуги, так что я иногда удостаивался послушать короткую историю или сказку из уст нашего авторитетного дворника, жаль запомнил плохо, все же к 50 годам от воспоминаний раннего детства остаются лишь клочки.
Но я запомнил один урок. В той, советской реальности начала 70-х мы, мальчишки и девчонки, жили во дворе, а домой приходили есть, спать и лечиться (в школу я еще не ходил, а в сад вообще не ходил). За мной из окна присматривала бабушка, занимаясь домашними делами или убирая подъезд (подрабатывала уборщицей). Как-то солнечным майским днем я взял несколько книжек и сел на скамейке под окном смотреть картинки - читать сам мог пока только по слогам и это не вызывало у меня большого восторга. Зато картинки....
Картинки были замечательные! Наши били ненаших. И тут дядя Алик вышел из своей двери. Я уже знал, что он татарин и получил от отца строгий запрет вообще говорить это слово во дворе. А тут книжки... В общем я заволновался и дядя Алик это дело просек: " А дай посмотрю, что такое там?!". Посмотрел книжку, посмотрел на мою пунцовую от стеснения физиономию и неожиданно заржал: "Думаешь, Алик обиделся, раз татарин? Это когда было? А вот французов татары вместе с русскими партизанами били, знаешь? У всех свои богатыри. Ты своих чти, я своих, а вместе будем уважать наших общих." Да, за дословную цитату не ручаюсь, но смысл был именно такой.
Отличный был мужик этот дворник Алик. Увидев меня как-то во дворе в пластмассовом красном шлеме с таким же щитом и мечом, Алик изобразил испуганную гримасу и тоненьким голосом запричитал: "Ой, пощади меня Илья-богатырь!". А потом сделал мне настоящий деревянный лук.
Может поэтому мы и жили в одной общей стране и даже в одном городе, не разбирая (хотя и не забывая), кто есть кто по национальности, лишь бы человек был хороший, потому что читали правильные книги? Ну было, что было. И Куликовская битва и поход Ермака... Мы этим гордились. При этом не мешал сей факт нам быть в отличных соседских отношениях с семьей Алика, которые татары на 200%. Мы им ключ от своей квартиры оставляли, когда уезжали в деревню на лето.
Что теперь? Дочка в первом классе читает в Букваре Солженицына, который рассказывает, как бросил в костер полено с муравьями и наблюдал за их печальной участью, размышляя о судьбах Отечества. Никаких богатырей - а вдруг сынок гастарбайтера почувствует себя некомфортно. Вместо старых русских или даже татарских сказок (тоже интересные, между прочим) нашим детям втирают сказки про мифический народ "россияне". Креативные дизайнеры, которые вырастают потом из таких деток, на "День защитника Отечества" запросто могут слепить открыточку с наполеоновскими гренадерами и натовскими танками-самолетами, а кто-то и вовсе памятники ставит генералу Краснову, который хотел у немцев выторговать для своих земляков Ростовскую область, а остальное пущай под немецкий порядок затачивают, не жалко.
Упускает Государство молодые поколения. Одни уже выросли, скоро другие подрастут- как их там не обзывай - Y, Z или еще какой буквой, им что Наполеон, что Кутузов, что Жуков с Катуковым, зато какую-нибудь там певичку Копеечку с шизоидными текстами или негритянские частушки-рэп узнают на раз-два. Детские мультики про Смешариков (вроде бы нормальные были одно время) учат как не потерять свои средства на инвестициях и правильно планировать бюджет. Так чего тут ожидать?
И в той советской реальности были свои прохиндеи, жулики, да карьеристы. Фальшивые мастера говорить пустыми лозунгами, формальные собрания и митинги, на которые выводили по разнарядке и очереди в магазинах. Но вы, уважаемые читатели, правда считаете, что это хуже потерявших берега детишек олигархов, издевательства с ежесезонной заменой бордюров в Москве, шоу "Дом-2" и тренингов командообразования? Я так не считаю. Минувшее не вернуть и никакого СССР-2.0 уже не будет. Но пинать ту Великую страну и обзывать ее "совком" не стоит. Все, чем вы живете сейчас, уходит своими корнями именно в созданное в советский период. Если вы, конечно, все еще живете в "этой стране", а не поменяли ее на ПМЖ в Евросоюзе, США или Канаде или даже (тьфу-тьфу через левое плечо) Турции. Отречься от своего рода, истории, предков не значит обрести новых. Значит это только одно: перекати поле без корней. Но это личное дело каждого. Не сужу, авось и сам состарюсь на свободе. А мое право называть вещи своими именами мне Конституция гарантировала. Так то.
С уважением к читателям.