Найти тему
Блог жизненных историй WellWel

Елена Блаватская и ее «святой шкаф». История странной основательницы теософского общества

До сих пор это имя не перестает волновать человечество, и споры о том, кем же на самом деле была Елена Блаватская не затихают по сей день. Одни (а их и сейчас сотни тысяч) почитают ее как святую; другие же считают ее учение лживым. Кто же она на самом деле? Величайший духовный исследователь мира или великая авантюристка, ловко надувшая этот самый мир?

Как бы там ни было, теософ, путешественница, автор многочисленных трудов и историко-этнографических очерков, Елена Петровна Блаватская, несомненно, является ярчайшим представителем своего времени. Или… человеком, опередившим свое время…

Ее растила нянька, верившая в духов

Она родилась в 1831 году, у женщины, которую сам Белинский называл «русской Жорж-Санд». Но писательнице Елене фон Ган недолго пришлось воспитывать дочь. Матери не стало, когда девочке было всего одиннадцать. Отец, артиллерийский полковник из Екатеринославля, не особо хотел заниматься детьми. Поэтому Леночка, вместе со своей сестрой Верой, была передана на попечение родственников.

 
Блаватская в юности
Блаватская в юности

Конечно же, ее любили. Но… практически не обращали на нее внимания. О девочке заботилась только няня – неграмотная, суеверная женщина, разбудившая неуемную фантазию будущей основательницы теософии страшными сказками о колдунах и ведьмах. И это сыграло свою роковую роль – девочка росла очень нервная и страдала галлюцинациями, доводившими ее до нервных припадков. Однажды весной она упала в глубокий обморок, который длился несколько дней. «Померла девка, хоронить надо», – сетовала нянька. Однако внезапно для всех, на пятые сутки «небытия», Елена пришла в себя и встала с постели здоровая и бодрая.

С юных лет Блаватская стеснялась своей нелепой, мужеподобной фигуры, некрасивого лица, глубокого, утробного голоса. Земная любовь заменялась у нее духовными узами с потусторонними существами. Недаром же в ее «правилах» сохранения духовной чистоты сердца важнейшим условием является требование избегать телесных контактов с лицами противоположного пола.

Тем не менее, в браке Елена все-таки побывала, заявив в 16 лет, что выходит замуж за… шестидесятилетнего генерала Н.В.Блаватского. Первой брачной ночи супруг не дождался – сразу же после венчания невеста сбежала…

Она семь лет прожила в цивилизации «сверхлюдей»?

С этого и начались странствия Блаватской. Вплоть до 1873 года она скиталась по странам Азии, Америки, Африки. По ее словам, за эти годы она совершила три кругосветных путешествия, во время которых с ней случались самые невероятные происшествия – якобы внеземные силы переносили ее из места на место, из страны в страну.

Из своих десятилетних странствий она вернулась ревностной поклонницей магии и оккультизма. Помимо тайных знаний, Блаватская вывезла с Востока умение чревовещать, выполнять различные фокусы, требующие ловкости рук и сложной иллюзионной техники, простейшие навыки гипнотизера-любителя, а также подробные сценарии церемониалов древних религиозных обрядов.

По словам Блаватской, путешествуя по Индии, она встретилась в Гималаях со сверхчеловеческими существами – Махатмами. Эти мифические Махатмы якобы представляют собой общество мудрейших из мудрейших людей, достигших божественной прозорливости. Они способны читать чужие мысли, разлагать вещи на составные части и перемещать эти части во времени и пространстве.

-3

А еще – понимать язык животных и растений, перевоплощаться, материализовать свои образы и мысли. Это мифическое братство сверхлюдей существует много тысяч лет и в течение всего этого времени неустанно печется о благе человечества, исподволь направляя его в верное русло развития и предохраняя от опасностей.

Именно там, по утверждению Блаватской, она провела семь лет жизни, во время которых была посвящена во все тайны и тем самым стала первой Махатмой женского рода, чтобы первой известить человечество о тайне, до сих скрываемой Махатмами от людей.

С этой миссией посланница мифических Махатм, или Радда-Бай, как она себя окрестила, и отправилась в дальнейшие странствия.

-4

Однако ей катастрофически не везло. В Каире и в Европе неудачей закончились все попытки сформировать группу своих последователей. И только в Америке, на родине спиритизма, ее ждал успех. Это и неудивительно, ведь в США существовали целые спиритические церкви и общества, издавались спиритические газеты и журналы. Именно там были напечатаны первые статьи Блаватской по спиритизму.

Но она была честолюбива и совершенно не собиралась находиться на вторых ролях. Ученица? Нет, это было не для нее! Долой ничего не смыслящих в магии местных спиритов, прибравших к рукам всю власть!.. И тут в дело вмешался так называемый «счастливый случай»…

Полковник и роза

Генри Олкотт, ревностный поклонник спиритизма и магнетизма, находился в крайней нужде, поскольку на последние свои средства издал спиритический трактат, который никто не покупал. Блаватская знала про его бурное прошлое: участник гражданской войны, разорившийся землевладелец, судья… Он не выглядел на свои шестьдесят, поражая всех респектабельностью.

Олкотт
Олкотт

Полковника же в Блаватской привлекли ее уверенность в своей избранности и… облик. Вот тебе и страшненькая девица с грубым голосом! О, к тому времени она стала почти красавицей: ярко-красная гарибальдийская рубаха, светлые шелковистые волосы, спускающиеся на плечи… И, конечно же, огромное честолюбие, свойственное сильным женщинам.

По обоюдному признанию после первой же встречи их охватила «внезапная и взаимная любовь». Правда, любовь эта была необычная, что, впрочем, было для них естественным: ведь они принадлежали к тому миру, где и любовь была не такая, как у простых смертных.

«Священный шкаф»

В 1875 году Елена Петровна Блаватская и Генри С. Олкотт основали Теософское общество, которое вскоре объединило десятки тысяч людей. Блаватская по-прежнему утверждала, что она посланница Махатм, которые, для того чтобы люди ей поверили, наделили ее сверхъестественными способностями. В подтверждение своих слов
Блаватская ссылалась на феномены, которые могла производить. По ее знаку непонятно откуда в помещении раздавались звуки колокольчиков, людей, присутствовавших на «магических сеансах» хватала за нос невидимая рука, с потолка комнаты падали письма от ее друзей-махатм. Точно так же в «священном шкафу» исчезали письма, содержавшие вопросы к Махатмам, а через некоторое время на их месте оказывались пространные ответы на них.

Олкотт и Елена
Олкотт и Елена

Все эти сверхъестественные деяния и чудеса возбудили большой интерес к Блаватской. Причем среди тех, кто увлекся произведениями новоявленного пророка, были люди, занимавшие высокое положение в обществе. Сама же Блаватская написала книгу «Раскрытая Исида», где доказывала, что теософия представляет своего рода экстракт из самых лучших учений прошлого. Тому же, кто отважится отведать этот экстракт, она обещала достижение сверхъестественных способностей.

Среди неофитов – герцоги и бароны

Число поклонников Блаватской стремительно росло, росли и финансовые возможности новой религиозно-мистической церкви. Вскоре она переселилась в Индию, где в Бомбее устроила штаб-квартиру Общества. Однако растущая популярность Блаватской стала беспокоить официальный Лондон, и теософку, заподозренную в том, что она русский агент, даже хотели выслать. Но вмешались богатые покровители, и честь мундира была спасена.

Тем не менее, в 1883 году Блаватская решила переехать в Париж, оставив в Адьяре резиденцию. И уже вскоре ее парижская квартира стала центром Теософского общества. В помещении благоухало восточными ароматами, гостей встречал слуга-индус, а брамин по приказанию своей госпожи падал ниц перед ней и ползал по полу…

Этот антураж произвел глубокое впечатление на любопытных французов. Не обошлось и без хороших финансовых вливаний. В фонд Теософской общества большие деньги перечислили многие влиятельные и богатые парижане, среди которых были герцогини, маркизы и бароны. Известность Блаватской росла – сто тысяч последователей Блаватской к тому времени составляли паству теософской церкви. И вдруг грянул гром…

-7

Сеанс разоблачения магии

Оставленные Блаватской ее верные помощники по производству «чудес» в Адьярской резиденции – супруги Кулом поссорились с новым руководством местного Теософского общества, за что оно лишило их всех теософских постов. Обиженные Кулом опубликовали в индийских газетах разоблачительное письмо по поводу деятельности Блаватской, в котором рассказали, как вместе с двумя индийскими факирами участвовали в устройстве ее якобы сверхъестественных «феноменов».

Новость возбудила столь большой интерес, что лондонское «Общество психических исследований» отправило одного из крупных своих специалистов разобраться в этом деле. В итоге появился разоблачительный отчет, где четко доказывалось, что «послания» Блаватская писала сама себе, «святой шкаф» представлял собой иллюзионный прибор с выдвижной задней стенкой, а мелодичные сигналы, которые подавал Блаватской ее наставник Кут Хуми, исходили из маленького серебряного колокольчика, спрятанного у главной теософки в накидке. Письма же падали через специальные отверстия в потолке и стенах.

Неизвестно, были это козни врагов или такие факты действительно имели место, но после столь сокрушительного разоблачения начался массовый выход людей из Теософского общества, и с Блаватской остались лишь наиболее преданные друзья и наиболее фанатичные теософы. Сама же она готовилась уйти из этого мира в Гималаи, где хотела отыскать успокоение и умиротворение среди своих учителей Махатм.

Однако через несколько лет, когда страсти улеглись, Блаватская возобновила свою деятельность, благо в мире усилился интерес к ее учению, и число последователей снова выросло.

Последние годы жизни Блаватская активно пропагандировала теософское учение в многочисленных статьях и лекциях. А ее учение распространилось так широко, что и в России имело немало своих приверженцев.

Скончалась Елена Петровна Блаватская в возрасте 60 лет, в самом расцвете своих творческих сил и планов. После кремации ее прах, согласно завещанию, был разделен на три части и сегодня покоится в Нью-Йорке, Адьяре и Лондоне, в ее апартаментах, сохраненных английскими теософами в неприкосновенности. Но ее учение до сих пор живо. И кто знает, может, откуда-то из Индии, в счастливом единении со своими Махатмами, она до сих пор подает сигналы миру? Миру, который так до конца и не оценил ее…

Читайте в блоге:
Не могу видеть маму такой. Отдать мать с деменцией в дом престарелых — забота или предательство