Найти в Дзене
Startup Котики

Стартап: прибыль vs быстрый рост

Oxford Learner's Dictionaries определяет стартап (от англ. start up — «стартующий») как компанию, которая начинает работать: «a company that is just beginning to operate». Термин впервые появился 15 августа 1976 года на страницах американского журнала Forbes. Часто стартапом называют и компанию с короткой историей операционной деятельности.

Ясности это не прибавляет.

Почему Uber, Facebook или Ripple Labs. и не только они достаточно долго считались стартапами, а основатель Y Combinator Пол Грэм считал, что и через пять лет иные компании по-прежнему могут ими оставаться? Почему фраза: «У меня стартап — я парикмахерскую открыл» звучит странно и выглядит в лучшем случае не вполне удачным примером постиронии?

На первый взгляд, поиск ответа на вопрос: «Что является стартапом?» кажется праздным. Стартап или нет — какая разница; пусть спорят об этом в бизнес-школах, верно?

Но нет.

Логика традиционного бизнеса принципиально отличается от «путешествия героя», как называл Стив Бланк трудный, полный неудач и внезапных озарений поиск основателем стартапа и его командой целей и яркого видения перспектив. Стартап — не красивый термин, придуманный кабинетными теоретиками. Стартап является стартапом, потому он использует специфические, только для него характерные бизнес-модели, схемы роста и пути монетизации. Они весьма отличаются от тех, что приводит к успеху в традиционном бизнесе.

Только сообразив, стартап или же не стартап он строит, фаундер может двигаться вперед. «Необходимо учиться и изучать — именно это и приведет вас к пониманию того, что нужно», — считает Стив Бланк.

Лишь за этим пониманием следует выбор базовой бизнес-модели, на которую ориентируется компания. Это и должно позволить руководству принимать верные решения и эффективно управлять ограниченными ресурсами.

Традиционный бизнес = прибыль

Принципы традиционного капиталистического бизнеса сформулировал в XVIII веке Адам Смит. Экономическая наука с тех пор трансформировалась: от политизированного Карла Маркса с его концепцией прибавочной стоимости она двигалась к закону спроса и предложения и теориям Джона Мейнарда Кейнса и Милтона Фридмана.

Однако несмотря на разность взглядов, в общем теоретики сходятся: бизнес лишь тогда является таковым, если приносит прибыль, а её получение — краеугольный камень предпринимательства. В этом смысле российское «удачно купил — выгодно продал» из «лихих 90-х» не очень отличается от основных принципов нынешних корпораций и банков — как мировых, так и российских.

Стартап = идея

Новая идея — это едва ли не единственный способ избавиться от извечной проблемы бизнеса — конкуренции. Стартап — не обязательно принципиально новый продукт, порой свежего взгляда на проблему бывает достаточно.

Стартап Human Capable Inc. представил на Consumer Electronics Show 2020 AR-очки. Гаджет принимает телефонные звонки и сообщения, управляет музыкальным плеером, снимает видео, фотографирует и распознает голосовые команды владельца. Что же в нем особенного? То, что в компании называют normal looking: внешне очки ничем не отличаются от обычных; Google Glass — для гиков и энтузиастов, а Norm Glasses — для всех остальных.

Но идея должна быть востребована. Онлайн-сервис, предназначенный для обучения эскимосов японскому языку, конкуренции не встретит. Но и клиентов не найдёт.

Стартап = поиск

Стартап — это компания, которая ищет, а в идеале находит масштабируемую бизнес-модель. «Решение этой проблемы не очевидно, а успех не гарантирован», — уверена Нейл Блюменталь, CEO Warby Parker.

Примеров, когда основателю стартапа удается почти сразу увидеть и реализовать жизнеспособную концепцию, множество. Однако не меньше и других кейсов: вместо бесконечных и в конечном счете безрезультатных итераций фаундер резко меняет модель и выигрывает.

В 2006 году Эндрю Мейсон придумал проект the Point — интернет-платформу, объединяющую энтузиастов для организации мероприятий, создания коллективных петиций и сбора пожертвований. Идея была бы неплохой, появись the Point пораньше: во второй половине нулевых американские пользователи уже не очень-то нуждались в ещё одной социальной сети. «Скидки — вот что по-настоящему нужно всем», — подумал Мейсон и уже через год the Point был полностью переработан, превратившись в сервис коллективных покупок. В 2008 году Point превратился в чикагский сервис Groupon, который феноменально быстро съел конкурентов не только в США, но и других странах.

Groupon оказался настолько хорош, что аналогичный сервис Facebook Deals в 2011 году был закрыт, проработав месяца четыре.

Стартап = рост

Стартап — это компания, созданная для быстрого роста, убеждён Пол Грэм. Это одно из основных отличий стартапа от любого нового бизнеса.

Но разве традиционный бизнес расширяться не собирается? Да, небольшая парикмахерская при удачном стечении обстоятельств может превратиться в сеть, банк увеличить количество клиентов, а небольшой магазин рядом с домом — стать региональным ритейлером.

Однако расширению бизнеса мешает конкуренция: в соседнем квартале тоже есть неплохая парикмахерская. Расти наша условная парикмахерская сможет, если только вторая внезапно разорится — вдруг владелец не рассчитал и взял непосильный кредит — или начнёт стричь клиентов из рук вон плохо. Это похоже на экспоненциальный рост стартапа? Вовсе нет.

Для традиционного бизнеса рост — это просто развитие, отсутствие стагнации. Пол Грэм считает: рост стартапа должен составлять в среднем не менее 5-7% в неделю в годовом исчислении. Стоит ли ориентироваться именно на эти цифры? Трудно сказать. Скорее так: ориентироваться можно на кратное превышение среднего темпа роста по отрасли или рынку.

Источники финансирования стартапов или выбранные бизнес-модели и стратегии могут быть разными. Экспоненциальный рост — вот что прежде всего обеспечивает жизнеспособность и перспективы.

Всё, чем отличался сервис Бена Зильбермана Pinterest от других несколько лет назад, — невероятный рост числа пользователей. Сегодня рыночная капитализация Pinterest — миллиарды долларов.

Бен, который когда-то сам отправлял пользователям приглашения для регистрации, отправился на запредельный этаж финансового и личного успеха.

Рост = деньги

Рост — это отлично. Но где же результат, где деньги? Разве основатель и команда не намерены их зарабатывать? Это же не странные идеалисты, готовые работать за идею без гроша в кармане до конца жизни, верно?

Парадоксально, но выход на монетизацию продуктов и услуг на ранней стадии стартапу больше вредит, нежели помогает. Представим гипотетическую ситуацию: стартап достаточно быстро начинает зарабатывать деньги и… Чаще всего, удовлетворившись этим, такой стартап попросту перестает расти: в самом деле, зачем? Промежуточный результат — монетизация — подменяет конечный: рост и последующая покупка стартапа глобальной корпорацией либо выход на IPO и превращением в крупную компанию. В тот самый традиционный бизнес.

Что привлекает внимание крупного покупателя или инвестора прежде всего? Только рост и способность стартапа в перспективе захватить если не весь рынок, то значительную его долю; стать если не глобальным, но хотя бы локальным монополистом.

TL;DR

— Общепринятого определения стартапа не существует. Мы можем только выделить некоторые признаки, которые отличают его от традиционного бизнеса.

— Отличия стартапа от традиционного бизнеса — наличие свежей идеи, поиск жизнеспособной бизнес-модели и экспоненциальный рост ключевых показателей; последний пункт — самый важный;

— Если CEO стартапа считает выход на прибыль как можно раньше основной задачей команды — он ошибся адресом.

Денис Яковлев, IT-журналист, член сообщества Startup Kotiki

Startup Kotiki в Facebook — нетворкинг, новости сообщества, обсуждение проектов и прочие полезности

Telegram-канал с новостями о венчуре и стартапах

Телеграм-чат для нетворка

YouTube — всё, что вы хотели знать о венчуре и стартапах, но не знали, где спросить :)