Найти в Дзене
Лекторий СПВ

Дружба с незаконнорожденным братом и ящик для жалоб во дворце. Как чудил Павел I

Павел I – один из самых загадочных российских императоров, до настоящего времени, как считают многие исследователи, не понятый и не оцененный по достоинству. В императоре Павле люди искали защитника и покровителя, поскольку считали, что тот отличался особой склонностью к справедливости. Доказательства? Вот лишь некоторые из них.

Вступив 6 ноября 1796 года на престол после смерти Екатерины II, своей матери, он первым делом восстановил справедливость по отношению к отцу – Петру III, который был похоронен в Благовещенской церкви Александро-Невского монастыря без соответствующей его статусу церемонии. Павел устроил пышные совместные похороны обоих родителей, эксгумировав тело Петра III и перенеся его сначала в Зимний дворец, потом в Петропавловский собор, где Петр III и Екатерина II упокоились в общем склепе...

Перезахоронение останков Петра III. Неизвестный художник. Фоторепродукция из открытых источников.
Перезахоронение останков Петра III. Неизвестный художник. Фоторепродукция из открытых источников.

Восстановил он и уважение к своему сводному брату Алексею Бобринскому, сыну Григория Орлова. При жизни Екатерины II Бобринскому было запрещено проживание в Петербурге. Уже 11 ноября 1796 года Павел возвел брата в графское достоинство и своим повелением разрешил не только приехать в Петербург, но и жить «свободно».

Портрет Алексея Бобринского, незаконнорожденного сына Екатерины II. Неизвестный художник. Фоторепродукция из открытых источников.
Портрет Алексея Бобринского, незаконнорожденного сына Екатерины II. Неизвестный художник. Фоторепродукция из открытых источников.

Сегодня может показаться курьезом, но в одном из окон Зимнего дворца после вступления Павла на престол установили ящик, куда любой человек мог опустить прошение, рассказать о своей беде, попросить защиты. Ключ от комнаты с ящиком хранился у императора, он сам изымал корреспонденцию, читал ее и реагировал быстро, без промедления. В течение только одного года поступило 3229 писем, на которые Павел I ответил 854 указами и 1793 устными приказами.

Правда, после того как в ящике стали появляться оскорбительные карикатуры и пасквили в адрес государя, канал «обратной связи» был сразу же закрыт...

Портрет императора Павла I. Неизвестный художник. Фоторепродукция из открытых источников.
Портрет императора Павла I. Неизвестный художник. Фоторепродукция из открытых источников.

Что же касается особого почитания могилы Павла I, то священники, обратив внимание на сей факт, стали собирать свидетельства о «неподатной» (то есть небесной) помощи, им оказанной, и записывать их в специальную тетрадь. По возможности они задавали посетителям следующие вопросы: давно ли они молятся, по каким побуждениям, видят ли благие последствия своих молитв.

Оказалось, таких случаев было немало. Например, покойный муж одной вдовы дал деньги в долг без расписки некоему человеку, а тот отказался вернуть их. После молитвы у могилы Павла I жестокий человек сам умолял вдову принять долг.

Могила Павла I в Петропавловском соборе в Петербурге. Фото из открытых источников.
Могила Павла I в Петропавловском соборе в Петербурге. Фото из открытых источников.

Кому-то не давался перевод на службу, но после молитвы все получалось. Павел «помогал» найти правду в суде слабым при обидах со стороны сильных, при душевной скорби и детских болезнях... Впрочем, человеку свойственно надеяться на помощь свыше в трудной жизненной ситуации.

Священники зафиксировали много таких историй. Только тетрадь с ними затерялась в революционном вихре.

На Всероссийском Поместном соборе 1917 года обсуждали даже предложение о канонизации Павла I, однако оно не было принято, поскольку тогда были другие, гораздо более насущные вопросы...

Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.