Тюрки времен первого кагана Бумыня не называли свое государство Эль (Ель по казахски). Они называли его просто Будун, то есть народ. Одним словом это было стандартное кочевое государство, где только во время войны назначался Хан, обладавший всей полнотой власти во время военных действий. А во времена мира, все решали Беги - то есть родовая знать.
Поэтому Бумынь совершил своеобразную революцию, объявив себя Ильханом - правителем государства.
Таким образом Эль, это не союз племен, как принято считать. Эль - это определенная территория, со всем завоеванным на ней населением. К ним прибавляются все те, кто находится в непосредственном подчинении у Ильхана - армия, беги, слуги и рабы.
Все непосредственно подчинявшиеся после создания Эля имели выбор - уйти к своим родным племенам или остаться у Ильхана. В случае, если они уходили в свои племена, то они продолжали жить по традициям кочевого мира. А если оставались у Ильхана, то жили, уже, по его указаниям - то есть подчинялись государству.
В отличие от окружения Ильхана, подчиненный народ, конечно не имел права уходить и уже выполнял роль государствообразующего этноса. При этом его роль не была какой-либо второстепенной. Так, например Теле, хоть и были подчинены, но играли в Тюркском каганате роль основного армейского корпуса. Уйгуры, также подчинившиеся, в последующем перехватили власть у самих тюрков и создали после Второго тюркского каганата свой собственный Уйгурский каганат, который по уровню культуры затмил предыдущие государственные образования тюрков.
Что интересно, (и подтверждает тезис об Эле, как о государстве) в тюркском языке был термин обозначавший союз племен - Гур. И главой союза (конфедерации) был Гурхан.
Этот термин был хорошо известен первым тюркам, а затем получил широкое распространение среди всех кочевых народов. Так, например кидани называли своего правителя Гурхан, так как он управлял восемью равноправными племенами. Титул Гурэмир имел и Тамерлан, который был женат на чингизидке, но не был сам чингизидом.
Присоединение к элю (вынужденное или добровольное) несло за собой или службу в качестве воина или уплату налогов (для покоренных также и службу во вспомогательных частях). Поэтому форма Эля была неустойчивой, так как не создавала прочной основы для формирования полноценного государства. В ней было слишком много свободных элементов в виде служащих только ради добычи (и покидающих в случае поражения) и желающих уйти из унизительной подчиненной роли.