Найти тему
Brandhacker

Карта покупателя (пример из b2b)

Оглавление
Фото: https://unsplash.com/photos/1tpLdmxki-c
Фото: https://unsplash.com/photos/1tpLdmxki-c

Карта покупателя (customer journey map) — это первый шаг к созданию маркетингового плана.

Различают карту покупателя (карту поведения) клиента на сайте и карту поведения в оффлайне.

Итак, что для вас важно:

- какие запросы и проблемы возникают у клиента;

- как он их решает;

- где происходят точки касания с клиентом;

- что предлагает ваша компания;

- какие у клиента есть барьеры и возражения;

- как ваша компания их отрабатывает.

Кого мы опрашиваем?

В первую очередь, отдел продаж. Они являются кладезем большого пласта информации: какие вопросы чаще всего задают покупатели, что их волнует, чего они опасаются, откуда они к вам пришли.

Соцсети: отзывы наше все! Из первых уст!

Опрос клиентов: тут я бы предостерегла своих читателей, потому что на профессиональные опросы тратят бюджет только крупные компании. А составлять опросы абы как, чтобы полученная информация лишь засвидетельствовала потраченное время — путь тупиковый.

Почитайте книгу «Спроси маму», поищите статьи, найдите опросники компаний «Кока-кола» или «Данон» в интернете. Если у вас сектор b2c, то вы вполне можете сами протестировать панельное исследование. По крайней мере, это интересно.

А вот с b2b я бы притормозила. Круг клиентов в данном секторе очень ограничен. И собственники бизнеса очень боятся их потерять. На мой взгляд, в данной ситуации, лучше никакого опроса, чем хоть что-то. Лучше поговорите с вашими менеджерами по продажам, составьте для них пул важных вопросов — пусть постепенно и невзначай они собирают мнения, отзывы и нужные вам ответы.

Сейчас существует очень много программ для визуализации пути покупателя. Например, Miro https://miro.com/online-whiteboard/ или Mailchamp.

Честно скажу, я визуализировать не люблю — отдаю своим прекрасным коллегам эту часть. Для меня читать «комиксы» или таблицу — разницы никакой. Главное, чтобы было все понятно. А специалистам из маркетинга зачастую все понятно и из обычной таблицы.

Итак, далее я буду говорить о карте b2b-сектора.

В карту покупателя лучше включить следующие столбцы:

- Осознание потребности (допродажа);

- Осознание решения и поиск;

- Выбор;

- Торг и покупка;

- Удержание;

- Лояльность.

Столбцы — это как раз этапы стадии заключения сделки и этапы нашего ведения клиента.

Строки:

- Цель покупателя;

- Как ищет и что делает;

- Барьеры и вопросы, которые себе задает;

- Решения;

- Точки контакта и маркетинговые инструменты.

По строкам мы отрабатываем «ментальность» клиента и определяем для себя инструменты взаимодействия с ним.

Пример:

https://drive.google.com/file/d/1SXigCAqEtv1002UXyl6lkj6-Wtj6bbad/view?usp=sharing

Не бойтесь работать! Сегментируйте этапы сделки, предполагайте вопросы, которые могут возникать на каждом этапе. Пишите все, что приходит в голову. Главное выписать на бумагу все, что у вас есть. Далее вы определите, какую информацию удалить, какую добавить, где она повторяется, а где зацикливается.

Черновик выдержит любые эксперименты! Для меня первый драфт — самый главный, потому что вы заносите в него все. И с этим уже можно работать.

Главное, не зацикливайтесь на рекомендациях «как правильно». Именно в вашей сфере или в вашем бизнесе может оказаться, что какой-то этап не важен или работает совсем по-другому.

Что вы получаете по итогу: готовый инструментарий взаимодействия с клиентом в нижней строке. Кому на каком этапе что необходимо.

Далее обсуждаем с коллегами и работаем дружно и сообща.