Чем хороша картина, на которую вы сейчас смотрите? Или она плоха, потому что пейзаж не соответствует основам академической живописи? Перед вами шедевр Клода Моне “Тополя” и он прекрасен, потому что показывает мимолетный момент, запечатленный именно таким, каким его видел художник. Его мазок живой, красочный и переливающийся.
Сегодня картины импрессионистов выставляются в музеях и продаются за миллионы на аукционах. Никто не ставит под сомнение их правомочность как произведений искусства, достойных внимания и уважения. Но когда их впервые выставили в Париже в 1874 году, они считались незаконченными, небрежными и низкопробными. Импрессионистов критиковали и высмеивали. С тех пор отношение любителей живописи кардинально изменилось. Мы понимаем эти картины. Сегодня они уже никого не могут шокировать, а наоборот кажутся безукоризненными.
Почему эта картина Клода Моне так впечатляет? Зачем нам смотреть на неё? И что мы должны увидеть?
Искусствоведы Бет Харрис и Стивен Цукер рассказали о том, как автор создавал картину “Тополя” и в чём её ценность. Их рассуждения помогают нам понять и правильно интерпретировать это произведение живописи.
По словам друга Моне, иногда в распоряжении художника было всего 7 минут нужного освещения, чтобы поработать над холстом. После желаемый свет сильно менялся, а эффект, который он искал, исчезал.
Это означало, что #художник должен был возвращаться день за днем, чтобы поймать именно этот момент освещения.
Это, действительно, говорит о чувствительности Моне к специфическим эффектам света. Особенно в начале 90-х годов, когда художник работал над картиной “Стога сена” и над этой серией картин “Тополя”. Моне изображает тополя, которые росли возле его дома. По-видимому, он рисовал их, сидя в своей маленькой гребной лодке.
Лодка была снабжена специальными планками на дне, чтобы он мог брать с собой много холстов.
Именно так он и работал. Картины каждой серии - “Руанский собор”, “Стога сена”, "Тополя" создавались на нескольких холстах, и отличались друг от друга в зависимости от солнечного освещения. Он не изображал специфику листвы или коры тополей, то, что он знал о её темноте. Вместо этого он передавал атмосферу и солнечный свет. И это состояние менялось в течение дня.
Это то, что интересует Моне с самого начала его карьеры - оптическое восприятие в отдельно взятый момент. И будучи невероятно настроенным на него, работать над тем, чтобы забыть, что знаешь. Вместо деревьев, лугов, рек, неба приходят формы и цвета.
Перед вами на картине три устремленных вверх изящных тополя. Их кроны скрыты от зрителя: они уходят ввысь под раму, под ними мы видим землю, её отражение в воде и отражение самих тополей. Моя любимая часть картины - это полоса крон деревьев на заднем плане, которые изображены настолько абстрактно, что не сразу понимаешь, что это.
Они розового цвета, точнее, их отражения, хотя сами деревья не розовые. Но в этот ветреный осенний день при ярком солнечном свете именно такими они казались Моне. Я думаю, что это действительно интересно представлять, как Моне плавал в своей лодке и нашел столь потрясающий вид на эти прекрасные тополя.
Вскоре после того, как Моне начал писать эту картину, он узнал, что владелец земли уже продал эти деревья на древесину. Моне заплатил новому владельцу, чтобы тот подождал с вырубкой до осени, чтобы закончить свою серию.
Это очень характерно для Моне. Он хочет нарисовать какой-то #пейзаж , но что-то происходит, и он всеми силами старается остановить эти перемены. Всё потому, что через несколько мгновений, со сменой освещения, изменится и его пейзаж, и он должен суметь нарисовать его за определенное время. При этом убедиться, что изображение остается без изменений.
Посмотрите на покрытие. Тут несколько слоёв краски. Он рисовал её не в один присест: здесь весьма интересное противостояние между нагроможденной поверхностью полотна и обещанием художника передать нам это мгновение.
Работа выполнена в пастельных тонах. Но из-за множества слоёв создаётся опасность тяжести рисунка. Мы видим, мазки краски, которые накладываются друг на друга, и это характерно не только для данной картины с тополями, но и для всего цикла. На самом деле, в других сериях таких как “Стога сена”, “Руанский собор”, “Кувшинки” присутствует мгновенность, которая строится в несколько подходов.
Во всех этих поздних сериях картин мне очень нравится чувство остроты того мгновения, которое существует очень недолго. Мы видим это его глазами.
Меня поражает глубина абстракции в картине. Это работа написана в 90-х годах 19-го века, а мне кажется, что она предвосхищает работу века 20-го"
Понравилась статья? Предлагаю продолжить путешествие по миру искусства. Приглашаю к прочтению: "Что искали в абстракции художники, и что может найти каждый из нас?"