Ритмика – это практические занятия, в ходе которых музыкальные образы передаются при помощи движений.
1. Ходьба и бег под музыку
1. 1. Ходьба под музыку.
С помощью этого упражнения ребёнок учится держаться определенного ритма при ходьбе; правильно ставить корпус, руки, ноги и голову.
Сначала под музыку ребёнок ходит в свободном направлении (держа ровную осанку, стараясь не опускать голову и не шаркая ногами). Потом можно начинать ходить в строе друг за другом (с родителями или другими детьми). Для облегчения построения все участники могут держаться правой рукой за верёвочку.
Следует учитывать, что шаг у детей в этом возрасте частый и быстрый.
С. Прокофьев
Марш («Детская музыка»)
1. 2. Бег на носках мелкими шагами под музыкальное сопровождение.
Руки во время бега немного согнуты в локтях и слегка покачиваются. После бега – переход на ходьбу.
Ф. Шуберт
Военный марш
2. Упражнения
3.1. Перекатывание мяча под музыку
Дети (или ребёнок и родители) садятся напротив друг друга на полу на ковриках, разведя ноги шире плеч. Участники поочередно катят мяч друг другу. Тот, кто не катает в данный момент мяч, может отмечать момент толкания мяча хлопком.
Д. Шостакович
Вальс-шутка
3.2. Качание куклы
Упражнение развивает ритмичность, приучает детей слушать музыку и подчинять ей свои движения, способствует развитию речевой моторики, правильному произнесению слов. Особенно полезно это упражнение детям со слабой моторикой речи.
Ребёнок держит куклу двумя руками в горизонтальном положении. Под музыку, подпевая «баю-баю», ребенок делает два «баюкающих» движения, снова подпевает «баю», передавая куклу другому ребёнку или родителю, который совершает те же движения, сопровождая их словами «куколку качаю». На слове «качаю» тоже передаёт её другому участнику.
Перед этим упражнением детей нужно познакомить с колыбельной песней обратить внимание на ее спокойный характер. Затем выучить ее с детьми. Сказать, что кукла много играла и очень устала, поэтому ее надо убаюкивать, чтобы она заснула. Затем, показав, как следует качать и передавать куклу, начинать под музыку упражнение, подпевая слова.
Баю-баю-баю
Куколку качаю,
Куколка устала,
Целый день играла.
Баю-баю-баю
Куколку качаю,
Таня засыпает,
Глазки закрывает.
(Слова М. Чарной)
М. Красев
Баю-баю
3. Пляски
3.1. Под музыку «Ах вы, сени».
В этой пляске дети овладевают элементами плясовых движений.
Следуя показу, дети под музыку выполняют плясовые движения:
1. Положив руки на пояс, они топают 8 раз правой ногой и 8 раз левой ногой, затем хлопают перед грудью в ладоши 8 раз. После чего ритмично вращают кистями рук над головой.
2. Снова руки на поясе. Поочередно выставляют то правую, то левую ногу вперед, на носок и кружатся вокруг себя в правую сторону (правая рука поднята вверх).
3.2. Гремушечка-погремушечка
Для закрепления навыков плясовых движений и развития чувства ритма предлагается игра-пляска на народную плясовую музыку.
Родитель, стоя вместе с детьми в кругу с погремушкой в руках, поет и показывает движения.
Гремушечка-погремушечка,
Гремушечка-погремушечка.
Попляши да веселее
С погремушечкой.
Попляши да веселее
С погремушечкой.
Стоя на месте, держат погремушки перед грудью, ритмичными движениями встряхивают их. Пляшут на на месте, подняв погремушку над головой и выставляют вперед попеременно то одну, то другую ногу.
Так, так, так, так
И еще вот так,
Так, так, так, так
И еще вот так.
Встряхивают погремушкой у правого уха 4 раза, 4 раза – у левого уха (движения повторяются).
Вот как будем
Мы плясать да
С погремушечкой.
Вот как будем
Мы плясать да
С погремушечкой.
Пляшут на месте, подняв погремушку над головой, и поворачиваются вокруг себя.
Нет, нет, нет, нет
Погремушечки.
Нет, нет, нет, нет
Погремушечки.
Прячут погремушки за спину, переступая на месте с ноги на ногу.
Как же будем мы плясать
Без погремушечки.
Как же будем мы плясать
Без погремушечки.
Качают головой направо и налево, держа руки за спиной.
Вот, вот, вот, вот
Погремушечка.
Вот, вот, вот, вот
Погремушечка.
Стучат погремушкой с левую ладонь.
Вот как будем мы плясать
С погремушечкой.
Вот как будем мы плясать
С погремушечкой.
Пляшут на месте, подняв погремушку над головой и выставляя поочередно то одну, то другую ногу вперед. Затем поворачиваются вокруг себя.
4. Игра с флажками
В игре дети упражняются в медленной ходьбе между предметами, расставленными на полу, стараясь не задеть их, согласовывают шаги с пением, закрепляют знание цвета.
Ребёнок с родителями садятся напротив расставленных на полу на подставках флажков разных цветов. Под пение ребёнок ходит между флажками и ищет флажок определенного цвета.
На слова песни: «Ищет Ваня синенький флажочек», – ребёнок находит указанный флажок и остановившись, поднимает его, а сидящие хлопают в такт музыке и поют: «Нашел Ваня синенький флажочек...»
Игра повторяется с другим водящим.
(Вместо имени «Ваня» поётся имя водящего.)
Ходит Ваня,
Ходит Ваня,
Посреди кружочка,
Посреди кружочка.
Ищет Ваня,
Ищет Ваня
Красненький флажочек,
Красненький флажочек.
Нашел Ваня,
Нашел Ваня
Красненький флажочек,
Красненький флажочек.