Найти в Дзене
Todo el mundo :)

Средневековые люди жили вслепую?

Знаете, есть гора статей, книг, сайтов, где все в один голос повторяют одно и то же: средневековый человек набожен, мир считался греховным, люди любили везде пихать символы. Но никто не пытается собрать это вместе и нормально объяснить - зачем они это делали? Практически нигде вы не встретите внятного и цельного ответа на эти вопросы. Обычно вам просто будут констатировать общеизвестные факты о Средневековье или говорить о церковных догмах. Разве это объяснение? В этой статье я постараюсь максимально понятно и по делу рассказать, как средневековый человек видел мир, и почему он видел его именно так и не как иначе?

Средневековые люди словно ходили вслепую, прощупывая почву под ногами.
Средневековые люди словно ходили вслепую, прощупывая почву под ногами.

В XIV веке после эпидемии чумы люди стали ценить жизнь, ее красоту и скоротечность. Они поняли, что надо радоваться земному существованию пока это возможно, ведь чума слишком быстро забирала к себе. Но до этого средневековые люди не ценили жизнь, не замечали ее красоты, они жили, словно не воспринимая ее. Но почему?

Человек Средневековья всегда ожидал Судного дня, когда на земле воцарится Диавол и передаст власть Антихристу(красный дракон - Диавол, зверь, выходящий из воды - Антихрист).
Человек Средневековья всегда ожидал Судного дня, когда на земле воцарится Диавол и передаст власть Антихристу(красный дракон - Диавол, зверь, выходящий из воды - Антихрист).

Отношение к телу: Считалось, что когда Бог изгнал Адама и Еву из Рая, то человек стал смертен и слаб, его тело греховным и несовершенным, темницей души. Земная жизнь - просто темный коридор, по которому всем приходится проходить ради того, чтобы после смерти прийти к подлинной жизни (именно поэтому искусство Темных веков такое мрачное и жестокое). Не было смысла привязываться к земной жизни, она временная. Так яркие и жизнерадостные краски появлялись лишь в витражах и фресках с изображением вечности и Бога.

В Позднем Средневековье апокалиптические настроения усилились еще больше - конец света ожидали в 1492 году. Демонов стали изображать еще более реалистичными, чтобы устрашить людей перед Страшным судом.
В Позднем Средневековье апокалиптические настроения усилились еще больше - конец света ожидали в 1492 году. Демонов стали изображать еще более реалистичными, чтобы устрашить людей перед Страшным судом.

Отношение к жизни: Средневековый взгляд на мир можно сравнить с человеком, сидящем в пещере спиной к солнцу. За его спиной проходили животные, пролетали птицы, и он мог видеть только их тени, пляшущие на стене пещеры. Реальный земной мир для него - это и есть эти тени, как бы они не плясали - это только тени, нет смысла наслаждаться ими. Сами же животные и птицы - это образы подлинного мира Бога, которые человек стремился отыскать в религии. Поэтому его взгляд всегда направлен будто сквозь предметы.

Однако, согласно этой метафоре Платона, человек не может взять и обернутся к солнцу, чтобы увидеть его(Бога) и других существ. Солнечные лучи ослепляют. Задача средневекового человека - увидеть подлинный облик предмета в его тени. Именно поэтому христиане Средневековья находились в постоянном духовном поиске Бога, чтобы узреть правду, а не довольствоваться тенями.

Свет от витражей - отсылка к цветам Небесного Иерусалима, стены которого сделаны из драгоценных самоцветов.
Свет от витражей - отсылка к цветам Небесного Иерусалима, стены которого сделаны из драгоценных самоцветов.

Эта попытка увидеть Божий замысел в каждой детали сквозит даже в готических соборах, которые представляли из себя четкое устройство подлинного незримого мира. Средневековый строитель как бы намечал, нащупывал этот скелет истинной реальности, скрытой от него несовершенством человека. Витражи в соборах служили вовсе не Библией для неграмотных(они находились на высоте, рассмотреть изображения или надписи на латыни было нереально), а схемой, очерченной моделью реальности. Через готические витражи, отражавшиеся россыпью цветов на стенах, бесконечную череду вытянутых арок и колонн - везде словно просвечивал настоящий облик вещей, который установил Бог и который забыли люди после изгнания из рая. Только Бог мог целиком видеть эту структуру, связь всех вещей - это и есть божественный замысел.

Даже изображения вписывались в готические элементы, чтобы все соответствовало подлинной реальности Бога.
Даже изображения вписывались в готические элементы, чтобы все соответствовало подлинной реальности Бога.

Отношение ко времени: В Средневековье считали, что все, что происходит на земле - это порядок, установленный самим Богом. Он будет вечно повторяться, как и сельскохозяйственные работы в календаре, и так до Страшного Суда (Апокалипсиса и конца света), но никто не знает, когда он наступит. Поэтому в точном измерении времени просто не было смысла. Зачем мерить день, если завтра все будет точно также, как и вчера? Время словно было зациклено. Люди путали прошлое с настоящим. К примеру, люди X века считали, что мучителя Христа еще живы и их можно наказать.

Сельскохозяйственный цикл работ так часто изображали, потому что он символизировал порядок вещей, установленный свыше. Он будет повторяться из раза в раз до Конца света.
Сельскохозяйственный цикл работ так часто изображали, потому что он символизировал порядок вещей, установленный свыше. Он будет повторяться из раза в раз до Конца света.

Отношение к пространству вокруг и другим странам: сразу скажу, все в Средние века прекрасно знали, что Земля круглая, а не плоская. Большинство знаний было получено от античных авторов, которые также писали на латыни. То есть люди Средневековья хорошо знали Аристотеля, который и заявил о шарообразности Земли задолго до рождения Христа. Именно к авторитету Аристотеля прибегали в спорах христианские монахи, ошибочно приписывая ему учение Платона, на котором и было основано христианство.

Получалось, что Европа - слева внизу.
Получалось, что Европа - слева внизу.

Мир представлялся средневековым людям так. Суша делилась океаном на Азию, Европу и Африку. В центре карт помещали Иерусалим, на востоке - рай с эдемским садом. Только вот карты были ориентированы на восток там, где сейчас север - сверху. Поэтому латинское название востока - oriens.

Мекка, центр ислама, была для средневековых европейцев цитаделью колдунов. Хотя на самом деле тело Мухаммеда находилось в Медине. Магниты, которые позволяли гробу Магомета летать - миф, который использовался в Средние века христианами, чтобы показать ложность чудес пророка.
Мекка, центр ислама, была для средневековых европейцев цитаделью колдунов. Хотя на самом деле тело Мухаммеда находилось в Медине. Магниты, которые позволяли гробу Магомета летать - миф, который использовался в Средние века христианами, чтобы показать ложность чудес пророка.

Средневековые люди мало путешествовали. Преобладало натуральное хозяйство - все необходимое производили в деревне. Ни крестьянину, ни феодалу не было смысла уходить куда-то. Поэтому даже небольшое паломничество к мощам в соседний город представлялось в рассказах крестьян как красочное чудесное приключение(знаменитые Кентерберийские рассказы Д. Чосера ). Чего уж говорить о представлениях жителей Средневековья о других странах. Византия всегда была экзотичной, непонятной и подозрительной страной, мусульманский мир - и вовсе обиталищем зла. К примеру считалось, что гроб Магомета (пророка Мухаммеда) парил в воздухе между двух магнитов в городе Мекка, а сами мусульмане или магометяне - колдуны и волшебники(это считалось служением Диаволу), хотя до мусульманской Испании было рукой подать) Однако никто не мог проверить правда ли эти небылицы, так как жизнь людей ограничивалась своим замком или деревней.

Если вам понравилась статья, не оставайтесь равнодушным. Лайк и подписка - лучшая поддержка для любого канала на Яндекс Дзен. Я часто пишу про необычные вещи и вопросы в искусстве, истории и религии, ответы на которые найти непросто. Жду вас на своем канале и до встречи в следующей статье! А пока представляю вашему вниманию не менее интересные публикации:

Всегда ли Европа была лучше всех?

Соборы, где смерть соседствует с жизнью

Если в исламе запрещены изображения, то откуда тогда персидская миниатюра?

Сошествие Христа в Ад: как там оказались праведники?

Классицизм, неоклассицизм, барокко и ренессанс - в чем разница?