Другие статьи этой серии:
Боевые повозки древнего Востока
Шумерский мотоцикл на эквидной тяге
В 2002 году археологи обнаружили в болотах примерно в 20 км к юго-востоку от столицы Словении Любляны деревянное колесо. Используя радиоуглеродный метод, эксперты в венской лаборатории VERA(VenaEnvironmental Research Accelerator ) установили, что колесу от 5100 до 5350 лет, в датировке колеса также приняли участие австралийские ученые.
А находки в румынской области Ясса, село Кукутень, где обнаружены глиняные модельки колёс от игрушечных повозок, датируемые последней четвертью 5 тысячелетия до н. э.
В двух мегалитических гробницах на севере Германии были обнаружены каменные модельки колес, которые относятся к так называемой культуре «воронковидных кубков» и принадлежат середине IV тысячелетия до н. э. «Следы» колес обнаружены археологами в погребениях майкопской культуры (Пхагугапе, Пшикуйхабль, Чишхо) на Северном Кавказе и новосвободненской культуры в Краснодарском крае. Они также датируются приблизительно серединой IV тысячелетия до н. э. На поселении Хоргенской культуры в Прессехаусе (Швейцария) было найдено колесо, которое по дендрохронологическим данным датируется временем около 3200 г. до н.э.
Самые первые данные о применении колес на Ближнем Востоке относятся к 3500 – 3000 г. до н.э. Во время раскопок древнего шумерского города-государства Урук, в храме Эаны («Храм Небес») археологи обнаружили глиняные таблички с текстами. Кроме всего прочего в них были изображены пиктограммы для обозначения волокуши и колёсной повозки (или волокуши на катках). Датировка основана на радиоуглеродном методе определения возраста дерева крыши храма, согласно ей дерево было срублено около 3500-3300 г. до н.э.
Но пиктограммы – пиктограммами, а надёжные материальные свидетельства использования колёсных повозок есть только для более поздних времен. Например, всем известная пара инкрустированных декоративных панелей, обнаруженная экспедицией Л. Вулли в одной из крупнейших царских гробниц на Королевском кладбище в Уре и больше известная как «Штандарт войны и мира». На этом артефакте, не совсем понятного назначения, изображены сцены из жизни шумеров, причем одна из панелей посвящена «войне», а вторая – «миру». Инкрустация перламутровыми пластинками на лазуритовом фоне изображает кроме прочего древние повозки явно военного назначения.
Подводя итоги вышесказанного, можно уверенно заявить, что в промежуток от 5000 до 3000 лет до н.э. человечество освоило изготовление и применение массивных деревянных колес – дисков из дерева с отверстием под ось. К этому же промежутку относится появление первых «транспортных средств». Повозки, изображенные на «штандарте из Ура», по скорости ненамного превосходили бегущего человека. Передние колёса подобной «боевой колесницы» были жестко прикреплены к корпусу и могли поворачиваться только вместе с ним.
Это общий недостаток первых повозок с цельнодеревянными колесами, они были неуклюжими и не могли развивать большую скорость, поэтому пытливый человеческий ум немедленно занялся их усовершенствованием. Для того чтобы проследить процесс совершенствования колеса нам придется заглянуть на просторы, которые раньше были Советским Союзом, а теперь называются невразумительной аббревиатурой СНГ. В южнорусских степях ученые в изобилии находят двухколесные и четырехколесные повозки ямной и катакомбной культур. Перечислять все находки нет смысла, мы рассмотрим только несколько примеров.
Как видно на изображениях выше четырехколесные повозки ямной культуры по своим характеристикам близки к тому, что мы видим примерно в тот же период (середина – вторая половина III тыс. до н. э.) на Ближнем Востоке. Подобные повозки обнаружены на берегу реки Ялпух на юго-западе Молдавии, у села Маяки на левобережье Нижнего Днестра, у села Софиевка на реке Ингулец, в могильнике Первоконстантиновка у Каховки, да много еще где… находки исчисляются десятками.
А в погребении катакомбной культуры, недалеко от города Запорожья на правом берегу реки Днепр около села Марьевка при раскопках кургана, получившего у местного населения название «Тягунова Могила», была обнаружена настоящая боевая колесница. Пока еще на цельнодеревянных колесах, но это уже шаг вперед к большей маневренности и подвижности. Колесница одноосная, ее нижняя часть изготовлена из цельного куска дерева выдолбленного наподобие корыта, размерами 1,2 х 0,74 м. Толщина днища — 0,25 м. Диаметр колес - 0,6 м. Ширина обода - 0,05 м. Ось смещена к задней части. Длинная ось колесницы играла роль амортизатора. Аналогичную функцию выполняло и дышло, жестко соединенное с кузовом. Смещенная назад ось увеличивала рычаг амортизации при движении.
«… мощная основа кузова в сочетании с небольшими его размерами, наклонный передок, асимметрично расположенная в задней части кузова ось, аналогии с переднеазиатскими боевыми колесницами позволяет авторам уверенно предполагать боевое назначение марьевской колесницы, ее военное использование… Таким образом, в Северопричерноморских степях в катакомбном погребении впервые обнаружена древнейшая пока в степях Восточной Европы одноосная боевая колесница на сплошных колесах. Поскольку она обнаружена в раннекатакомбном погребении, то ее можно датировать, самое позднее, рубежом III—II тыс. до н. э… В технико-типологическом аспекте она является тем переходным звеном, которое связывает массивные ямные повозки и развитые колесницы эпохи средней и поздней бронзы…» Чередниченко Н.Н., Пустовалов С.Ж.
В 1960 г. археологической экспедицией под управлением археолога В. Ф. Генинга на Южном Урале, в Брединском районе Челябинской области было обнаружено укрепленное поселение и могильник бронзового века. Экспедиция была организована в рамках изысканий перед строительством плотины на реке Синташта. По имени реки получили свое имя могильник и поселение. «…Могильник же стал так называемым эпонимным памятником, т. е. определившим наименование всех последующим археологических комплексов данной культуры…» А.В. Епимахов, И. Семьян
В некрополе поселения были обнаружены остатки деревянных колесниц и детали упряжи. «…Колеса со спицами оказались вкопаны примерно на одну треть в дно могильных ям. Именно эти части, в отличие от остальных, прекрасно сохранились. Это позволило реконструировать важные детали – конструкцию колеса, его диаметр, ширину колеи повозки…» А.В. Епимахов, И. Семьян
Это уже были повозки, имеющие колеса со спицами, то есть принципиально иной уровень развития колеса. Но на открытии Синташта поисковые работы не прекратились. В 1983 году экспедиция Челябинского пединститута, возглавляемая Н. Б. Виноградовым, начинает раскопки еще двух объектов синташтинского типа: поселение Устье I в Карталинском районе Челябинской области и могильник Кривое Озеро в Троицкий районе.
Метод «сплошного дешифрования аэрофотоснимков», разработанный геологом И. М. Батаниной, позволил после проведения анализа съемки предыдущих лет, начиная с 1947 года, обнаружить и реконструировать без проведения раскопок облик еще двадцати двух поселений синташтинской культуры. В июне 1987 года на территории Брединского и Кизильского районов Челябинской области археологическим отрядом Челябинского государственного университета под руководством С. Г. Боталова и В. С. Мосина было обнаружено еще одно поселение синташтинской культуры. Впоследствии получившее по названию сопки, расположенной в 4 км к югу от поселения, широко известное наименование "Аркаим". Среди находок в этом поселении, уникального своей хорошей сохранностью, были и остатки колесниц.
На сегодняшний момент обнаружено 18 погребений с колесницами, принадлежащих синташтинской культуре, самые ранние из которых датируются временем не позднее 2200 г. до н. э. Это лёгкие повозки с двумя спицевыми колёсами, диаметром 100-120 сантиметров, имеющими 9-12 спиц. Часть синташтинских колесниц имела ободы, изготовленные из сыромятной кожи, закрепленные на колесах костяными гвоздями. «Кузов» изготавливался из тонких досок или был плетеным. Ось располагалась посередине кузова, перпендикулярно ей крепилась оглобля, соединённая с ярмом. Это были первые в мире настоящие колесницы, предназначенные для боя и быстрой езды, они стали естественным развитием более ранней тяжёлой повозки со сплошными деревянными колесами.
Существует теория, согласно которой распространение колесниц со спицами по миру тесно связано с индоевропейскими миграциями из Причерноморских степей. Она имеет как сторонников, так и противников. Согласное ей, арии мигрировали в Южную Азию позднее 2000 г. до н.э. Примерно, к этому же времени относятся первые упоминания о применении «классических» боевых колесниц в Малой Азии, гиксосами в Египте и хеттами. Но об этом в следующий раз.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
" Боевые колесницы и колесничие в обществе катакомбной культуры "(по материалам раскопок в нижнем Поднепровье) Чередниченко Н.Н., Пустовалов С.Ж.
«Аркаим и Синташта: история открытия и археологическая реальность» А.В. Епимахов, Иван Семьян
" К проблеме происхождения колесного транспорта" Кожин П.М.
"Проблема происхождения колесного транспорта и его появления на Северном Кавказе" Резепкин А. Д
Другие статьи этой серии:
Боевые повозки древнего Востока
Шумерский мотоцикл на эквидной тяге