Немного предыстории. В региональных и местных пабликах Кузбасса иногда читаю комментарии такого характера: "Зачем экологи и местные жители придираются к угольным разрезам? Уголь - основа экономики Кемеровской области, без него не будет работы."
Бесспорно, угольная отрасль - основа экономики области. Хорошо, когда отрасль на подъёме. Хуже, когда в отрасли спад производства, массовые сокращения и неплатежи зарплаты. Недостатки угольной направленности в развитии региона становятся особенно очевидны сейчас, в период кризиса на мировых рынках угля. Не хочет Европа и мир покупать кузбасский уголь. Дорогой он. И железнодорожники никак не хотят свои аппетиты умерить. Для Европы и большей части цивилизованного мира уголь - это позапрошлый век, грязный и экологически вредный способ отопления.Что бы ни звучало с высоких кузбасских трибун в оправдание расширения угольных разрезов.
Сложившаяся экологическая ситуация в Кемеровской области в большей или меньшей степени устраивает три стороны: работников угольных предприятий, собственников угольных разрезов и региональные власти. Жители области остаются сторонними наблюдателями, плывущими в одной лодке под названием Кузбасс, но не имеют сил и возможностей что-то поменять в этой ситуации. Разовые акции протеста существенного влияния не оказывают и жёстко пресекаются действующей властью. Остаётся либо принять экологию как неизбежный минус жизни в области, не замечая ее негативного влияния, либо покидать Кузбасс в поисках лучшей жизни.
Сотрудниками шахт и разрезов Кузбасса являются примерно 150 тысяч человек(это 12% от экономически активного населения области). Вместе с членами семей численность так или иначе зависящих от состояния дел в угольной сфере может составлять до 300 тысяч человек. Средняя зарплата работников угледобывающих предприятий в Кузбассе составляет 59 тысяч рублей. При средней заработной плате в 42 000 рублей по области, это значительная сумма.
Обратная сторона медали - 85% горняков заняты на работах с вредными и опасными условиями труда, 65% – на тяжелых работах. Отсюда - высокий уровень травматизма и производственной смертности.
В докладе "Гонка по нисходящей" группы"Экозащита" отмечается, что В 2019 году смертность в Кузбассе была на 16% выше, чем в среднем по России (1228,1 против 1425,7 на 100 тыс. человек). С 2003 по 2019 год в Кузбассе заметно увеличилась смертность от злокачественных новообразований на 100 тыс. населения — с 208,94 в 2003 году до 240,8 в 2019 году. Смертность от болезней органов дыхания в Кемеровской области по официальной статистике уже почти 30 лет значительно превышает общероссийский уровень: 75,95 на 100 тыс. населения в Кузбассе против 58,98 по России. В городах Кузбасса уже далеко не редкость режим "чёрного неба", когда официально рекомендуется не выходить на улицу и не проветривать жилые помещения.
И это только вершина айсберга. Участившиеся землетрясения, имеющие очевидную техногенную основу, говорят о том, что мать-природа никогда и ничего не забывает. Вопрос состоит лишь в том, где и когда Кузбасс тряхнёт в следующий раз.
Для региональных и федеральных властей экологического вопроса как бы существует. Планы по угледобыче выполняются, пополняются региональный и федеральный бюджеты, всё остальное - вторично. Копеечные штрафы с владельцев угольных предприятий только подтверждают этот печальный факт.
Пока штраф за нарушения экологического законодательства для собственников разреза будет на уровне месячной зарплаты его среднего менеджера, ждать изменений в лучшую сторону не стоит. Очевидно, что собственник не заинтересован в улучшении экологической ситуации. В альтернативе между увеличением угледобычи в ущерб окружающей среде или соблюдением экологического законодательства в ущерб получаемой прибыли несомненно выберет первый путь.
Что мы имеем в сухом остатке? Работа в угольной отрасли - единственная возможность заработка для большинства занятых на шахтах и разрезах. Другой работы, тем более такой высокооплачиваемой, во многих кузбасских небольших городах просто нет. И не предвидится. Менять свою специальность и жизнь людям с устоявшимся жизненным укладом очень сложно. Как и выходить из зоны комфорта, уезжая в другие регионы России.
Что останется нашим детям, в какой среде они будут жить через ...цать лет в Кемеровской области, вопросы экологии для наёмных работников угольной отрасли - вторичны. Если вообще волнуют умы. Все мы хотим жить здесь и сейчас, не правда ли? В ещё меньшей мере вопросы экологии беспокоят (если вообще беспокоят) региональные власти и угольных олигархов, имеющих свои яхты и оффшоры на Кипре. Кушать хочется всем и сейчас. Желательно с икоркой, и потолще, можно и без хлеба. А что будет через десяток-другой лет...?Так после нас - хоть потоп.
Всем удачи и добра. Подписывайтесь на канал, если хотите читать новые публикации. Поставьте лайк, если публикация понравилась. Высказывайте своё мнение в комментариях.