"Боксер в покое" считается одним из лучших образцов эллинистических бронзовых скульптур, благодаря реализму и ярким эмоциям, которые он отображает. Скульптура была обнаружена на южной стороне Квиринальского холма в Риме в 1885 году.
Родольфо Ланчиани, итальянский археолог, ставший свидетелем находки боксера, писал об эмоциях, которые он испытал, когда скульптура появилась из земли:
“За свою долгую карьеру в области археологии я был свидетелем многих открытий; я испытывал удивление за удивлением; иногда встречался с настоящими шедеврами; но я никогда не испытывал такого необыкновенного впечатления, как то, которое создается при виде этого великолепного образца полудикого атлета, медленно выходящего из земли, как бы пробуждаясь от долгого отдыха после своих доблестных боев.”
Боксер в покое - действительно шедевр. Эллинистический период длился почти 300 лет, традиционно считаясь начавшимся в 323 году до н. э. и закончившимся в 31 году до н. э. Первый год - это год смерти Александра Македонского, а второй-год битвы при Акциуме, в ходе которой август одержал победу над своим соперником Марком Антонием, которого поддерживала Клеопатра VII, последняя действующая правительница Египта времен Птолемеев.
"Боксер в покое" - это больше, чем просто произведение искусства.
Некоторые ученые придерживаются мнения, что покоящийся боксер ценился древними греками и римлянами не только как произведение искусства, но и как предмет, обладающий силой. Части скульптур рук и ног имеют следы износа, считается, что это было вызвано многократными прикосновениями в древние времена. Возможно статуе приписывали целебную силу, что звучит вполне правдоподобно. Поэтому скульптура была так высоко почитаема и римляне заботились о ее защите, когда Риму угрожали варвары захватчики.
Чья скульптура и кто автор?
Хотя ученые сходятся во мнении, что скульптура относится к эллинистическому периоду, оценки точной даты создания объекта колеблются от 330 до 50 лет до нашей эры. С другой стороны, личность создателя скульптуры остается совершенно неизвестной.
Есть также вопросы, связанные с темой самой скульптуры, в первую очередь ее идентичностью. Вообще говоря, скульптура должна изображать отдыхающего боксера. Описание боксера в состоянии покоя, написанное Шоном Хемингуэем, куратором отдела греческого и римского искусства Музея Метрополитен, выглядит следующим образом:
- Статуя изображает боксера, который сидит, положив руки на колени, повернув голову вправо и слегка приподняв ее с открытым ртом. Его мускулистое тело и густая борода - это черты зрелого атлета, а толстая шея, худые ноги и длинные руки хорошо подходят для этого вида спорта. На его лице видны синяки и порезы. Его губы впали, как будто ему выбили зубы. Его сломанный нос и уши цвета цветной капусты - обычное описание боксера и результатов его предыдущих боев. То, как он дышит через рот, и кровавые порезы на его ушах и лице ясно показывают повреждения, нанесенные его последним противником. Мышцы его рук и ног напряжены, как будто, несмотря на усталость от соревнований, он готов вскочить и встретить следующего бойца.”
Покоящийся боксер - это реалистичная скульптура, но неясно, кого он должен изображать. По словам одного ученого, Роланда Ральфа Редферна Смита, скульптура не является представлением конкретного боксера. Вместо этого Смит утверждает, что “боксер в покое” является примером жанрового реализма.
С другой стороны, было высказано предположение, что скульптура первоначально могла быть выставлена на всеобщее обозрение в “родном городе спортсмена, которого она поминала”, что предполагает, что статуя должна была изображать конкретного человека. Другие же предположили, что скульптура должна изображать греческого героя Геракла.
#скульптура #искусство #история