Я на днях рассказала о некоторых проблемах своей дочери с очередным школьным проектом. Статья вызвала, с одной стороны, бурю негодующих комментариев, среди которых я бы выделила две основные темы:
- бери, что дают, и не выделывайся, и вообще, это полезно для общего развития;
- что там такого смогут сделать школьники, все это несерьезно и вообще фарс.
С другой стороны, нашлись здравомыслящие люди, которые не стали кричать, а попросили меня об этих проектах рассказать. Я все-таки человек опытный, со второго класса с дочерью над проектами работаю.
Поэтому для начала я поделюсь своими скромными познаниями насчет того, как мы обычно пишем введение.
***
Кстати, хочу сразу развеять заблуждение, что это все несерьезно, несамостоятельно и вообще с чужих слов/других источников. Уважаемые! Это школьный проект. Поиск информации, ее систематизация, обработка и выводы – это тоже исследовательская работа. Или для вас исследование – это как минимум открытие? А не много ли вы хотите от школьников? Кроме того, исследование – это не обязательно в лаборатории, с реактивами или аппаратурой. Впрочем, я лучше расскажу и приведу примеры.
***
Обязательные моменты или введение
Сначала я хотела написать о выборе темы. Но нет! Не с этого надо начинать. Начинать надо с того, сможете ли вы разложить тему по следующим составляющим для введения:
- актуальность (это, пожалуй, самый главный пункт);
- новизна;
-цель;
- задачи;
- методы;
- объекты;
- предметы;
- гипотеза исследования.
Сами понимаете, ребенок это не напишет (в начальной школе не напишет, потом напишет, если обучат). Это сделает родитель или учитель. Причем нам при защите в обязательном порядке велели всю эту мутотень проговаривать, даже во 2 классе. ))) При этом времени на защиту обычно дается 5-10 минут, и вместо каких-то интересных моментов приходится эту байду гнать. Но мы с дочерью нашли выход – она говорила что-то вроде:
- Актуальность исследования обусловлена тем-то и тем-то, а остальную информацию вы можете увидеть на своих экранах.
Там же презентацию показываешь.
***
Теперь по пунктам.
Первый абзац надо сделать такой общий, можно с риторическими вопросами.
- Что мы знаем о том-то? Как понимают иностранцы русские фразеологизмы? В прошлом году мы изучали то-то и нам стало интересно, а как…?
Потом переходим уже к делу.
Тема такая-то практически нигде не исследована (исследована односторонне), этим обусловлена ее актуальность и новизна.
Цель – что-то выяснить или доказать. Допустим, актуальность в том, что у нас в городе нет фонтанов. Цель – выяснить, почему их нет. Или доказать, почему они нужны.
Задачи – это обычно что-то выяснить, найти, опросить, продемонстрировать, ознакомить. Допустим, выяснить, есть ли у нас в городе бездомные собаки, узнать, как им помогают, выяснить, что об этом знают ученики моего класса/школы. А, и последняя задача – сделать выводы. И по этим задачам вы потом будете писать заключение. Т.е сделали, проверили, доказали, убедились.
Методы исследования:
- работа с интернет-ресурсами/словарями/литературой/местной прессой;
- сбор информации и ее анализ (обычно это анкетирование или опросы);
- обработка данных;
- изучение информации и что там получится: составление классификации, например.
Объекты и предметы исследования: фонтаны, бродячие собаки, неологизмы. Короче, то, о чем у вас пойдет речь.
Гипотеза – это ваше предположение, которое вы хотите доказать. Фонтаны нужно строить, собакам нужно помогать, памятники поэту создавались по таким-то причинам.
В конце введения обязательно нужно написать:
Надеемся, что при помощи проделанной нами работы мы сможем привлечь внимание/показать/доказать.
И указать:
- Работа состоит из стольки-то глав, введения, заключения, списка использованных источников и приложений (если они есть).
Главы лучше разбивать на подглавы (если они будут) по стандарту: 1.1, 1.2 и так далее.
Короче, вы видите, что это структура курсовой или диплома. Поэтому получилось малость нудно. Честно скажу, для той же начальной школы как-то это… многовато это. А толку маловато. Но что есть, то есть.
Я в следующий раз расскажу про темы для начальной и средней школы: какие писала моя дочь, какие выбирали другие дети, какие наиболее выигрышные. Но это все на основании того, что я видела и слышала на конференциях, в других местах может быть немного по-другому.
А как вы пишете введение? И вообще ваше мнение обо всем этом?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
Весь цикл о проектах:
Темы школьных проектов и актуальность
Как вести себя на защите проекта
Вот о чем я писала 23 октября в 2019 году:
Дочь – продолжатель семейной династии репетиторов
В 2018 году:
Цветные волосы в школе