Найти тему
Связь Эпох

«Сувениры чувств»: загадочные силуэты великих князей

В сводном каталоге «Русский фарфор второй половины XVIII – первой половины XIX века из коллекции Владимира Царенкова» издательства Кучково Поле представлено более 250 выдающихся произведений лидирующих производств России: Императорского фарфорового завода в Петербурге и Фарфорового завода Гарднера под Москвой.

Русский фарфор XVIII–XIX веков из собрания Владимира Царенкова. — М. : Кучково поле Музеон, 2020. — 376 с. : ил.  ISBN 978-5-907174-14-6
Русский фарфор XVIII–XIX веков из собрания Владимира Царенкова. — М. : Кучково поле Музеон, 2020. — 376 с. : ил. ISBN 978-5-907174-14-6

Среди них есть любопытная чашка с блюдцем, произведение таит загадку о глубоко личном значении для владельца, которому, безусловно, были дороги и вензель, образованный буквами из золоченых лиственных гирлянд, и написанные на чашке силуэтные портреты. Такие «сувениры чувств», служившие знаками дружбы, признания в любви, редко использовали по назначению; их бережно хранили в кругу семьи, передавали потомкам.

«Особый смысл заключала в себе хрупкость материала, напоминавшая о хрупкости памяти и чувств… Всегда существовавшая возможность утратить этот подарок, а с ним и память, от одного только простого небрежения, сообщала фарфоровому сувениру неповторимую ценность»

(Бубчикова 1997. С. 2).

Появление в России искусства силуэта относится к середине XVIII века. Термин «силуэт» происходит от имени генерального контролера финансов Франции Э. де Силуэта. По одной версии — с его персоны впервые был сделан теневой профиль, по другой — Силуэт сам создавал подобные работы. Популярные черные силуэты представляли новый для своего времени уровень стилизации профильных изображений, являясь художественным отголоском искусства античных камей, а также чернофигурных и краснофигурных вазовых росписей.

К вероятным первоисточникам силуэтных портретов можно отнести работы таких работавших в Петербурге художников, как Ф.-Г. Сидо, И.-Ф. Антинг, И.-Х. Набгольц. Эти популярные мастера исполнили большое количество портретов своих современников: членов императорской фамилии, вельмож, дипломатов, ученых, писателей, других выдающихся людей. Погрудные профили на представленной чашке наиболее близки работам французского силуэтиста Ф.-Г. Сидо. Работы этого мастера были также использованы художниками-фарфористами для украшения двух чашек с блюдцами из собрания Государственного Эрмитажа с силуэтными портретами великих князей Александра Павловича и Константина Павловича.

А Вы хотели бы получить такой сувенир в подарок?