Найти тему
Загадочный Север

Пароходы Северной Двины

Люди старшего поколения помнят, как по Северной Двине курсировали величественные пассажирские колесные пароходы. Более столетия они были хозяевами северных рек.

Пароход на пристани в Архангельске
Пароход на пристани в Архангельске

Появлению пароходов на Северной Двине Архангельск обязан Афанасию Васильевичу Булычёву (1827-1902гг.) – представителю рода вятских купцов и промышленников Булычёвых. До этого времени пароходы обслуживали только порт Архангельска, а по Двине ходил парусные суда. Известно, что в 1824 году на Соломбальской верфи был построен один из 12 первых пароходов в России - «Лёгкий». Он входил в состав Беломорской флотилии и до 1845г. использовался для работы в Архангельском порту.

Сам Афанасия Васильевича был не из купеческой, а из крестьянской семьи и доводился только родственником вятской купеческой линии Булычёвых. Но со временем и его ветвь стала купеческой. Его родственник – Филипп Тихонович Булычёв стал первым строить суда - барки по 25 сажен (ок 53,25 м). Они в два раза превышали обычную длину и благополучно дошли до Архангельска. Предприятие оказалось прибыльным, в 1877 году по реке Вятки ходили уже 6 пароходов Булычёвых. А позже они открыли своё пароходное общество.

Как уже говорилось, Афанасий Булычев был родом из крестьянской семьи города Орлов Вятской губернии. Из-за крестьянского происхождения он не смог окончить гимназию, и был вынужден скитаться по городам России в поисках работы, порой терпя побои и унижения. В 50х годах 19 века он, уже работая приказчиком, собрал необходимый капитал и подал заявку на купечество, собираясь открыть свечной завод. Проблемы с заводом подтолкнули А.В. Булычёва сменить деятельность.

В 1858 году, при поддержке знаменитого родственника Филиппа Булычёвым и с советником от коммерции Ильёй Грибановым, Афанасий Васильевич открывает акционерное общество «Северо-Двинского пароходства» с основным капиталом 150 тысяч рублей. В Бельгии в фирме «Коккериль и К» он заказывает два однотипных парохода «Юг» и «Двина», с которых и началось пароходное судоходство на Северной Двине. 23 августа 1858 года судно «Юг» отправилось в первый рейс под управлением самого Афанасия Булычева с 65 пассажирами на борту и двумя 25-метровыми баржами с грузом около 40000 пудов - на буксире. Со временем и другие купцы стали приобретать пароход.

Афанасий Булычёв(1827-1902)
Афанасий Булычёв(1827-1902)

4 июля 1987 года было учреждено Северное пароходное общество «Котлас-Архангельск-Мурман», которое начало первую навигацию в 1898 году. Учредителем общества был судовладелец Ф.Е. Линдес, а акционерами стали архангельские купцы в т.ч. и Булычёвы. Это пароходное общество стало самым крупным на Севере. В 1908 году общество начало заказывать суда на Сормовском заводе (Нижний Новгород). В числе пароходов с этого завода был и «Н. В. Гоголь». В 1897 году по Северной Двине ходило 71 пароход, они принадлежали 26 судовладельцам (18 обществ). В 1915 году уже было 318 паровых судов (15 пароходств). Административным был буксирный пароход «Мурман» (1885г.).

«МУРМАН», административный пароход. Построен в Христиании (Осло, Норвегия) в 1885. Длина — 85 футов, мощн. паровой машины — 40 л. с. Команда — 18 чел. Вооружение (с осени 1906): 2 пушки Гочкиса, 6 драгунских винтовок. Пришел из Норвегии в Порт‑Владимир 07.04.1886. Первый капитан Д. И. Шваненберг. Предназначался для разъездов Кольской администрации вдоль Мурманского берега для поддержания законности и порядка в отдаленных поселениях и рыбацких становищах, борьбы с контрабандой и незаконным промыслом рыбы. Команда получила особую «полицейско-морскую» форменную одежду. «М.» имел особый флаг: белое полотнище с двумя скрещенными посредине якорями и наложенным на них гербом Архангельской губернии (Архистратиг Михаил, поражающий диавола). - Кольский Север, энциклопедический лексикон.

Первоначально пароход хотели наименовать в "Помор" т.к. уже было судно с названием "Мурман" (это судно участвовало в борьбе с интервентами), но дали такое имя. 30 сентября 1914 года "Мурман" выскочил на камни и был поставлен в ремонт. 12 июля 1921 года переименован в "Лапландию", находился в отстое и в середине 20-х годов был разделан на металл.

«МУРМАН», административный пароход
«МУРМАН», административный пароход

В 1918 году все суда пароходных обществ были национализированы.

Пароходы Северной Двины принимали участие в Гражданской войне. С появлением интервентов в Архангельске большевики не смогли оборонять город и отступили. Заодно они увели около 50 пароходов в Котлас, где из них была сформирована в августе 1918 года красная Северо-Двинская военная флотилия. В августе, вооруженные 37-мм пушками Маклена и пулеметами, первые суда «Мурман» (не административный пароход), «Могучий» (одного типа с п/х «Мурман»), «Богатырь», «Любимиц», «Сильный» и «Светлана» поступили на фронт. Вскоре к ним присоединились и другие. Пароход «Мурман» был переименован в 1918г. в «Павлин Виноградов» (списан 1960г.), в честь командира флотилии погибшего 8 сентября 1918 года в д. Шидрово (Виноградовский район). Некоторые пароходы погибли. Так, например, в сентябрьских боях 1918 г. затонули пароходы «Могучий» (14 сентября) и «Дедушка» (16 сентября), в 1919г. «Скорпион» (август)и «Белогор» (сентябрь). Случались и не боевые аварии. 25 августа 1918 года столкнулись в Устюге пароходы «Стенька Разин» (бывший "Великая княгиня Елизавета Феодоровна" 1900г.), «Смелый» и «Опыт».

Статья об аварии "Стеньки Разина"
Статья об аварии "Стеньки Разина"

Кроме «Мурмана», «Могучего», «Сильного» (переименован в 1918г в «Карл Либкнехт») в красную флотилию 1918 года входили: буксиры для батарей: «Работник», «Сухона», «Компаньон», «Георгий», «Семьянин», «Наследник» и «Анастасия»; сторожевые катера: «Заря», «Союз», «Черта», «Волна», «Товарищ» и «Богатырь» (с 1919г. - Роза Люксембург); сторожевые суда : «Какстон», «Незабудка», «Андрей», «И. Клязин», «Вага», «Феникс» и «Алмаз»; посыльные суда: «И. Желябов» и «Усть-Сысольск» и 15 транспортов. В числе транспортников был и сохранившийся до наших дней «Н.В. Гоголь», который использовался как посыльный корабль командующего и плавучий госпиталь. В 1919 году флотилия пополнялась новыми пароходами, менялось и вооружение.

После Гражданской войны пароходы стали совершать пассажирские и грузовые рейсы. Некоторые из судов служили ещё полвека, проходя регулярные модернизации. Долгожителями из пассажирских пароходов бассейна Северной Двины можно назвать такие суда как:
- «Сотрудник» (год и место постройки: 1894г. , Сормово) переименован во «Владимир» (1910 г.), потом в «Труженик» (1917 г.), потом в «Бурлак» (1920 г.) и наконец в «Судорабочий» (1928 г.) списан в 1960г.
- «Великая княгиня Елизавета Феодоровна» ( г/м 1900г., г.Коломна) > «Стенька Разин» (1918) > «Степан Разин», списан после 1946г.
- «Учредитель» (г/м– 1901г., г. Коломна) > «Тарас Шевченко» (1919-1937г.) > «Т.Г. Шевченко» (с 1937г.)
- «Преподобный Савватiй» (г/м – 1902г., г. Коломна) > «Добролюбов» (1919-1937гг.) > «Н.А. Добролюбов» (с 1937г.)
- «Преподобный Зосима» (г/м – 1902г., г. Коломна) > «М.В. Фрунзе» (одного типа с п/х «Преподобный Савватiй»)
- «Ломоносовъ» (г/м – 1905г., г. Коломна) > «М.В. Ломоносов»
- «Петръ Великiй» (г/м – 1906г., г. Коломна) > «Н.А. Некрасов» (одного типа с п/х«Ломоносовъ»)
- «Михаилъ Криличевскиiй» (г/м – 1909г, Сормово) > «Иван Каляев» > «Коми пионер» ( в 1970х гг.) (одного типа с п/х «Н.В. Гоголь»)
- «Н.В. Гоголь» (г/м – 1911г., Сормово)
- «Генералъ Кондратенко» (г/м – 1911г., Сормово) > «А.И. Желябов» (одного типа с п/х «Н.В. Гоголь»)
- «Генералъ Скобелевъ» (г/м – 1913г., Сормово) > «Лейтенант Шмидт» (1917-1918гг.) > «Карл Маркс» (c 1918г.)
- «А.С. Пушкинъ» (г/м – 1913г., Сормово) > «А.С. Пушкин» (одного типа с п/х «Генералъ Скобелевъ») и др.

В 30х годах на помощь старым пароходам стали приходить новые суда, построенные на Лимендском заводе в Котласе. С этой верфи на Двину вышли: "Н.П. Каманин" (1932г., Котлас) > "Сольвычегодск" (с 1957г.) и "Токарь Потапов" (1932г., Котлас) > "Североморск" (с 1957г.). Они эксплуатировались до середины 60х годов. Пароходы ходили рейсами до Котласа и Емецка. Длительность перехода Архангельск - Котлас 2 суток 8 часов, обратно - 1 сутки 18 часов. С Архангельска до Емецка - 21 час, а обратный рейс - 19 часов. Самые ходовые билеты 3 класса делились на «сидячие» за 2 рубля 53 копейки и «лежачие» за 3 рубля 10 копеек.
С 60х годов стали появляться теплоходы, в том числе и скоростные «Ракеты». Старые пароходы стали списывать. С появлением автомобильной дороги и открытия автобусных рейсов век пароходов на Северной Двине закончился. В 1974 году пассажирские пароходы «А.С. Пушкин» и «М.В. Ломоносов» (которые в 70х годах использовались как резерв) сделали свой последний рейс.

Ретро-судно "Н.В. Гоголь"
Ретро-судно "Н.В. Гоголь"

Списанные пароходы ещё долго стояли возле пристань г. Архангельска пока не сгнили и были распилены на металлолом. Последним, оставшимся на плаву, колёсным пассажирским речным пароходом стал «Н.В. Гоголь». С 1911 года - года постройки были произведены несколько ремонтов: ремонт в 1919г. в Петрограде; капитальный ремонт в 1939—1941 годах, когда был заменён корпус; капитальный ремонт 1958—1959 гг. - в ходе которого котлы были переведены с дров на мазут. В 1972 году «Гоголь» стал плавучей базой отдыха ФГУП «Звёздочка» в городе Северодвинске. Это обстоятельство способствовало сохранить пароход и не сдавать его в металлолом. В 1972—1973 г. пароход прошёл переоборудование. После многочисленных ремонтов и модернизации от судна 1911года постройки остались лишь паровая машина и паровые котлы. Колёсный пароход «Н. В. Гоголь» в настоящее время продолжает использоваться как круизное ретро-судно, совершая прогулки по Северной Двине.

Источник: Брызгалов В.В. Пароходства, пароходныйе общества и частные владельцы пароходов на реке Северной Двине в XIX–XX веках. – Котлас, 2012

Если вам понравилась статья – поддержите канал об истории Русского Севера поставив лайк и подписавшись на него, что бы не пропустить новые публикации