Люди старшего поколения помнят, как по Северной Двине курсировали величественные пассажирские колесные пароходы. Более столетия они были хозяевами северных рек.
Появлению пароходов на Северной Двине Архангельск обязан Афанасию Васильевичу Булычёву (1827-1902гг.) – представителю рода вятских купцов и промышленников Булычёвых. До этого времени пароходы обслуживали только порт Архангельска, а по Двине ходил парусные суда. Известно, что в 1824 году на Соломбальской верфи был построен один из 12 первых пароходов в России - «Лёгкий». Он входил в состав Беломорской флотилии и до 1845г. использовался для работы в Архангельском порту.
Сам Афанасия Васильевича был не из купеческой, а из крестьянской семьи и доводился только родственником вятской купеческой линии Булычёвых. Но со временем и его ветвь стала купеческой. Его родственник – Филипп Тихонович Булычёв стал первым строить суда - барки по 25 сажен (ок 53,25 м). Они в два раза превышали обычную длину и благополучно дошли до Архангельска. Предприятие оказалось прибыльным, в 1877 году по реке Вятки ходили уже 6 пароходов Булычёвых. А позже они открыли своё пароходное общество.
Как уже говорилось, Афанасий Булычев был родом из крестьянской семьи города Орлов Вятской губернии. Из-за крестьянского происхождения он не смог окончить гимназию, и был вынужден скитаться по городам России в поисках работы, порой терпя побои и унижения. В 50х годах 19 века он, уже работая приказчиком, собрал необходимый капитал и подал заявку на купечество, собираясь открыть свечной завод. Проблемы с заводом подтолкнули А.В. Булычёва сменить деятельность.
В 1858 году, при поддержке знаменитого родственника Филиппа Булычёвым и с советником от коммерции Ильёй Грибановым, Афанасий Васильевич открывает акционерное общество «Северо-Двинского пароходства» с основным капиталом 150 тысяч рублей. В Бельгии в фирме «Коккериль и К» он заказывает два однотипных парохода «Юг» и «Двина», с которых и началось пароходное судоходство на Северной Двине. 23 августа 1858 года судно «Юг» отправилось в первый рейс под управлением самого Афанасия Булычева с 65 пассажирами на борту и двумя 25-метровыми баржами с грузом около 40000 пудов - на буксире. Со временем и другие купцы стали приобретать пароход.
4 июля 1987 года было учреждено Северное пароходное общество «Котлас-Архангельск-Мурман», которое начало первую навигацию в 1898 году. Учредителем общества был судовладелец Ф.Е. Линдес, а акционерами стали архангельские купцы в т.ч. и Булычёвы. Это пароходное общество стало самым крупным на Севере. В 1908 году общество начало заказывать суда на Сормовском заводе (Нижний Новгород). В числе пароходов с этого завода был и «Н. В. Гоголь». В 1897 году по Северной Двине ходило 71 пароход, они принадлежали 26 судовладельцам (18 обществ). В 1915 году уже было 318 паровых судов (15 пароходств). Административным был буксирный пароход «Мурман» (1885г.).
«МУРМАН», административный пароход. Построен в Христиании (Осло, Норвегия) в 1885. Длина — 85 футов, мощн. паровой машины — 40 л. с. Команда — 18 чел. Вооружение (с осени 1906): 2 пушки Гочкиса, 6 драгунских винтовок. Пришел из Норвегии в Порт‑Владимир 07.04.1886. Первый капитан Д. И. Шваненберг. Предназначался для разъездов Кольской администрации вдоль Мурманского берега для поддержания законности и порядка в отдаленных поселениях и рыбацких становищах, борьбы с контрабандой и незаконным промыслом рыбы. Команда получила особую «полицейско-морскую» форменную одежду. «М.» имел особый флаг: белое полотнище с двумя скрещенными посредине якорями и наложенным на них гербом Архангельской губернии (Архистратиг Михаил, поражающий диавола). - Кольский Север, энциклопедический лексикон.
Первоначально пароход хотели наименовать в "Помор" т.к. уже было судно с названием "Мурман" (это судно участвовало в борьбе с интервентами), но дали такое имя. 30 сентября 1914 года "Мурман" выскочил на камни и был поставлен в ремонт. 12 июля 1921 года переименован в "Лапландию", находился в отстое и в середине 20-х годов был разделан на металл.
В 1918 году все суда пароходных обществ были национализированы.
Пароходы Северной Двины принимали участие в Гражданской войне. С появлением интервентов в Архангельске большевики не смогли оборонять город и отступили. Заодно они увели около 50 пароходов в Котлас, где из них была сформирована в августе 1918 года красная Северо-Двинская военная флотилия. В августе, вооруженные 37-мм пушками Маклена и пулеметами, первые суда «Мурман» (не административный пароход), «Могучий» (одного типа с п/х «Мурман»), «Богатырь», «Любимиц», «Сильный» и «Светлана» поступили на фронт. Вскоре к ним присоединились и другие. Пароход «Мурман» был переименован в 1918г. в «Павлин Виноградов» (списан 1960г.), в честь командира флотилии погибшего 8 сентября 1918 года в д. Шидрово (Виноградовский район). Некоторые пароходы погибли. Так, например, в сентябрьских боях 1918 г. затонули пароходы «Могучий» (14 сентября) и «Дедушка» (16 сентября), в 1919г. «Скорпион» (август)и «Белогор» (сентябрь). Случались и не боевые аварии. 25 августа 1918 года столкнулись в Устюге пароходы «Стенька Разин» (бывший "Великая княгиня Елизавета Феодоровна" 1900г.), «Смелый» и «Опыт».
Кроме «Мурмана», «Могучего», «Сильного» (переименован в 1918г в «Карл Либкнехт») в красную флотилию 1918 года входили: буксиры для батарей: «Работник», «Сухона», «Компаньон», «Георгий», «Семьянин», «Наследник» и «Анастасия»; сторожевые катера: «Заря», «Союз», «Черта», «Волна», «Товарищ» и «Богатырь» (с 1919г. - Роза Люксембург); сторожевые суда : «Какстон», «Незабудка», «Андрей», «И. Клязин», «Вага», «Феникс» и «Алмаз»; посыльные суда: «И. Желябов» и «Усть-Сысольск» и 15 транспортов. В числе транспортников был и сохранившийся до наших дней «Н.В. Гоголь», который использовался как посыльный корабль командующего и плавучий госпиталь. В 1919 году флотилия пополнялась новыми пароходами, менялось и вооружение.
После Гражданской войны пароходы стали совершать пассажирские и грузовые рейсы. Некоторые из судов служили ещё полвека, проходя регулярные модернизации. Долгожителями из пассажирских пароходов бассейна Северной Двины можно назвать такие суда как:
- «Сотрудник» (год и место постройки: 1894г. , Сормово) переименован во «Владимир» (1910 г.), потом в «Труженик» (1917 г.), потом в «Бурлак» (1920 г.) и наконец в «Судорабочий» (1928 г.) списан в 1960г.
- «Великая княгиня Елизавета Феодоровна» ( г/м 1900г., г.Коломна) > «Стенька Разин» (1918) > «Степан Разин», списан после 1946г.
- «Учредитель» (г/м– 1901г., г. Коломна) > «Тарас Шевченко» (1919-1937г.) > «Т.Г. Шевченко» (с 1937г.)
- «Преподобный Савватiй» (г/м – 1902г., г. Коломна) > «Добролюбов» (1919-1937гг.) > «Н.А. Добролюбов» (с 1937г.)
- «Преподобный Зосима» (г/м – 1902г., г. Коломна) > «М.В. Фрунзе» (одного типа с п/х «Преподобный Савватiй»)
- «Ломоносовъ» (г/м – 1905г., г. Коломна) > «М.В. Ломоносов»
- «Петръ Великiй» (г/м – 1906г., г. Коломна) > «Н.А. Некрасов» (одного типа с п/х«Ломоносовъ»)
- «Михаилъ Криличевскиiй» (г/м – 1909г, Сормово) > «Иван Каляев» > «Коми пионер» ( в 1970х гг.) (одного типа с п/х «Н.В. Гоголь»)
- «Н.В. Гоголь» (г/м – 1911г., Сормово)
- «Генералъ Кондратенко» (г/м – 1911г., Сормово) > «А.И. Желябов» (одного типа с п/х «Н.В. Гоголь»)
- «Генералъ Скобелевъ» (г/м – 1913г., Сормово) > «Лейтенант Шмидт» (1917-1918гг.) > «Карл Маркс» (c 1918г.)
- «А.С. Пушкинъ» (г/м – 1913г., Сормово) > «А.С. Пушкин» (одного типа с п/х «Генералъ Скобелевъ») и др.
В 30х годах на помощь старым пароходам стали приходить новые суда, построенные на Лимендском заводе в Котласе. С этой верфи на Двину вышли: "Н.П. Каманин" (1932г., Котлас) > "Сольвычегодск" (с 1957г.) и "Токарь Потапов" (1932г., Котлас) > "Североморск" (с 1957г.). Они эксплуатировались до середины 60х годов. Пароходы ходили рейсами до Котласа и Емецка. Длительность перехода Архангельск - Котлас 2 суток 8 часов, обратно - 1 сутки 18 часов. С Архангельска до Емецка - 21 час, а обратный рейс - 19 часов. Самые ходовые билеты 3 класса делились на «сидячие» за 2 рубля 53 копейки и «лежачие» за 3 рубля 10 копеек.
С 60х годов стали появляться теплоходы, в том числе и скоростные «Ракеты». Старые пароходы стали списывать. С появлением автомобильной дороги и открытия автобусных рейсов век пароходов на Северной Двине закончился. В 1974 году пассажирские пароходы «А.С. Пушкин» и «М.В. Ломоносов» (которые в 70х годах использовались как резерв) сделали свой последний рейс.
Списанные пароходы ещё долго стояли возле пристань г. Архангельска пока не сгнили и были распилены на металлолом. Последним, оставшимся на плаву, колёсным пассажирским речным пароходом стал «Н.В. Гоголь». С 1911 года - года постройки были произведены несколько ремонтов: ремонт в 1919г. в Петрограде; капитальный ремонт в 1939—1941 годах, когда был заменён корпус; капитальный ремонт 1958—1959 гг. - в ходе которого котлы были переведены с дров на мазут. В 1972 году «Гоголь» стал плавучей базой отдыха ФГУП «Звёздочка» в городе Северодвинске. Это обстоятельство способствовало сохранить пароход и не сдавать его в металлолом. В 1972—1973 г. пароход прошёл переоборудование. После многочисленных ремонтов и модернизации от судна 1911года постройки остались лишь паровая машина и паровые котлы. Колёсный пароход «Н. В. Гоголь» в настоящее время продолжает использоваться как круизное ретро-судно, совершая прогулки по Северной Двине.
Источник: Брызгалов В.В. Пароходства, пароходныйе общества и частные владельцы пароходов на реке Северной Двине в XIX–XX веках. – Котлас, 2012
Если вам понравилась статья – поддержите канал об истории Русского Севера поставив лайк и подписавшись на него, что бы не пропустить новые публикации