Шелковые сарафаны и прабабушкины украшения, старопечатные книги и Новый год в сентябре, запрет на бритье бороды и традиция креститься двумя перстами — это не выдержки из учебника истории, а будни старообрядческого села Тарбагатай, которое находится в 50 км от Улан-Удэ. О том, как за 350 лет в изгнании местным жителям удалось сохранить самобытную культуру допетровской Руси, читайте в нашем материале.
Кто такие семейские
В 1650–1660-х годах в России прошла церковная реформа, инициированная патриархом Никоном, и был введен новый порядок богослужений. Изменения должны были приблизить русский православный обряд к обряду греческой церкви. Например, крестный ход, прежде совершаемый по солнцу (посолонь), стали проводить против солнца. Для крестного знамения отныне было положено складывать три перста, а не два. Были изменены тексты молитв, книги со старыми текстами сжигали. Русская церковь раскололась на два лагеря. Приверженцев старого порядка объявили раскольниками и еретиками.
Сторонники старых традиций — старообрядцы — бежали от преследования властей на Русский Север, Урал и даже за границу. Большая колония московских, ярославских, нижегородских, белгородских, орловских крестьян осела в местечке Ветка — на территории Гомельской области в современной Беларуси. В XVII веке эти земли принадлежали Речи Посполитой, как тогда называли Польшу. Раскольники прожили среди белорусского, украинского, польского населения почти 100 лет.
В 1764 году Екатерина II повелела отправить веткинских беглецов целыми семьями осваивать Сибирь. Поселения крестьян-староверов появились на Алтае и возле Иркутска. Часть сосланных двинулась дальше, за Байкал. Здесь вновь прибывшие получили два прозвища — «поляки» и «семейские».
«Не сибиряки, но великорусские поселяне»
Во второй половине XVIII века русское население в Забайкалье преимущественно составляли казаки — их называли сибиряками. Старообрядцы отличались от сибиряков и речью, и одеждой, и самим укладом жизни. Многие из этих особенностей сохранились по сей день. Говор семейских, по сути своей «великорусский» — принятый в центральных областях России, — несет отпечаток белорусского и украинского языков. Любовь старообрядцев к расписным воротам и крашеным масляной краской избам специалисты также связывают с украинской и белорусской традицией белить и расписывать хаты. Женский способ повязывать платок в виде тюрбана, предположительно, переняли у польской знати.
Особую гордость каждой семейской женщины составляли «янтари», или «корольки», — бусы из крупного, до 5–6 см в диаметре, балтийского янтаря.
Во многих семьях хранятся янтарные броши, серьги и ожерелья, вывезенные предками из Польши. До недавнего времени они служили не только для красоты. Дело в том, что из-за недостатка йода в воде и пище здешнее население страдало заболеваниями щитовидной железы. Семейские придумали перетирать богатый йодом янтарь в порошок и добавлять в еду. Для этого с бус снимали самые мелкие камни.
Сохранилось множество письменных свидетельств о жизни забайкальских старообрядцев XIX века. После восстания на Сенатской площади 1825 года в этих краях отбывали наказание ссыльные декабристы. Когда в 1830-х годах их переводили на новое место работы, из Читы на рудники Петровского Завода, каторжники останавливались в старообрядческих деревнях. Именно декабристы — люди высокообразованные — стали авторами самых полных и красочных описаний жизни семейских.
«Когда мы приблизились к Тарбагатаю, перед нами развернулся чудесный вид: все покатости гор, лежащие на юг, были обработаны с таким тщанием, что нельзя было довольно налюбоваться на них… Жители староверческого этого селения вышли к нам навстречу в праздничных своих нарядах. Мужчины были в синих кафтанах, а женщины в шелковых сарафанах и кокошниках, шитых золотом. По наружности и нравам своим это были уже не сибиряки, а похожие на подмосковных или ярославских поселян», — вспоминал Иван Якушкин. Андрей фон Розен отмечал сходство тарбагатайцев с ярославскими и приволжскими крестьянами.
Автор: Екатерина Гудкова