Николай Михайлович Карамзин- автор “Бедной Лизы”, историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, прозванный «русским Стерном».
Для того, что бы рассуждать о том относится ли “Бедная Лиза” к произведениям сентиментализма нужно знать что такое сентиментализм.
Сентиментализм- это литературное направление (в России — в конце XVIII и нач. XIX в.), возникшее как протест против оторванности классицизма от жизни и отличавшееся излишней чувствительностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы.
Главная отличительная черта данного направления- это преобладание чувств над разумом. Основные черты сентиментализма-это наличие культа природы, культа врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, утверждения богатого духовного мира представителей низших сословий.
Из вышеперечисленных черт каждая есть в повести “Бедная Лиза”.
К главной героини произведения можно отнести следующие черты: преобладание чувств над разумом, нравственная чистота и неиспорченность, а также утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий.
Довольно видно преобладание чувств над разумом у Лизы ближе к концу повести. С точки зрения разума, расставание с Эрастом не является чем-то страшным, но героиня поддается эмоциям и решает покончить жизнь самоубийством, совсем не подумав о матери.
Образ Лизы является воплощением нравственной красоты и чистоты. Повествователь несколько раз отмечает, что героиня имеет «прекрасную» душу. Девушка стеснительна, застенчива и робка, несколько наивна в своей простоте. Она честна с собой и с другими людьми. Не зря Лиза говорит о том, что никогда ничего не скрывала от матери, которая ее вырастила. На честность указывает и то, что девушка отказалась брать рубль, когда его пытался дать Эраст за цветы ценою 5 копеек. Это говорит о том, что Лиза бедна, но не готова присваивать себе лишнее. Гордость девушки не позволяет ей «брать подачки».
В повести «Бедная Лиза» Карамзина живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему. Это указывает на культ природы в произведении.
Чувственность образов,раскрытие моральных качеств героев,даже пейзажи передают душевное состояние героев повести. Всё это делает повесть классическим образцом сентиментализма русской литературы.