Найти тему
Автор среди нас

Как рассказывать детям о «Слове о полку Игореве»? Ответ доктора филологических наук

«Слово о полку Игореве» — непростое произведение для любого школьника. Во время чтения произведения ребенок задает себе вопросы: «Зачем мы это читаем? И о чем здесь написано?».

Университет (ЯрГУ им. П.Г. Демидова) предоставил уникальную возможность для студентов-филологов: мы смогли пообщаться с Александром Николаевичем Ужанковым — доктором филологических наук, крупнейшим специалистом в области древнерусской литературы.

Студентам филфака Александр Николаевич в том числе известен как исследователь «Слова о полку Игореве». На лекции-беседе профессор рассказал о проблеме определения авторства памятника древнерусской литературы.

Эта проблема требует глубокого знания не только литературного материала, но и детального изучения исторического контекста. Александр Николаевич в очередной раз доказал: изучение литературы невозможно без знания истории.

Александр Николаевич Ужанков - профессор, доктор филологических наук, теоретик и историк русской литературы и культуры Древней Руси
Александр Николаевич Ужанков - профессор, доктор филологических наук, теоретик и историк русской литературы и культуры Древней Руси

Для меня как для человека, который работает со школьниками, важно было задать вопрос: «Чем заинтересовать школьника при рассказе о „Слове...“»? Дети проходят это произведение в 9 классе. Что им важно понять? Как подать материал «доступным» образом?

Ответ Александра Николаевича заставил задуматься:

Профессор ответил историей из жизни. Однажды его студентка попросила провести урок по «Слову...» в школе. «А для меня это вообще кошмар — выступать в школе», — улыбнулся А.С. Ужанков.

Долго думал, с чего начать рассказ, как заинтересовать ребят. Свой урок начал с вопроса: «Кто из вас готов командовать полком в 1000 человек?». Ребята опешили: кто же доверит им такое ответственное дело?

Профессор продолжал: «А Владимиру Игоревичу было 14 лет, когда отец поставил его руководить полком, сражаться с половцами».

Владимир Игоревич для них ожил. Ребята представили, что он пережил, попав в плен. В то время несколько раньше взрослели. Владимир Игоревич превратился из юноши в ответственного за своих людей князя.

-3

Александр Николаевич заметил, что все дело в подходе. В глазах ребят герой «Слова...» ожил. Надо подходить к изучению произведения через личность человека, через отождествление читателя с литературными или историческими героями.

Я согласна с А.Н. Ужанковым: для детей литература (особенно школьная) — это застывшее слово, которое понимает только учитель. Недостаточно задавать читать отрывки с целью найти там ответы на глобальные вопросы литературы и истории. Надо оживлять литературное слово, проецировать его на нашу жизнь.

Беседа с А.Н. Ужанковым проходила в рамках встреч «Филологические понедельники», организатором которых выступает Ярославский государственный университет и Ярославская областная библиотека им. Н.А. Некрасова.
Хочу сказать большое спасибо нашему факультету за организацию таких интересных, информативных встреч с настоящими знатоками своего дела!

#литература #древнерусская литература #лекция #отзыв #искусство #слово о полку игореве