Найти тему
КиноРаритет

Пять каннибалов Ганнибалов: от безгрешного агнца до быдловатого пересидка

Оглавление

С некоторым опозданием, но посмотрел-таки и я телесериал «Ганнибал». По такому случаю освежил в памяти всю лектериану, включающую в себя помимо сериала ещё пять фильмов. Освежил, и поразился, насколько разными показан в них один и тот же персонаж – сумасшедший психиатр, всем блюдам предпочитающий человечину. За тридцать с лишним лет его сыграли пять актёров, один лучше другого, и у каждого он получился совершенно особенным.

Утончённый людоед Энтони Хопкинса

Англичанин Энтони Хопкинс сыграл Ганнибала Лектера в трёх фильмах – «Молчание ягнят» (1991), «Ганнибал» (2001) и «Красный дракон» (2002). Его игра в этой трилогии – образец идеального лицедейства, тонкого, умного, детализированного. Неудивительно поэтому, что именно Ганнибал Энтони Хопкинса стал каноническим и более всего запомнился и полюбился зрителям и кинокритикам. Это был один из первых случаев, когда жестокий и хладнокровный убийца изображался рафинированным интеллектуалом, изысканным любителем живописи, театра и музыки. Ну, и гурманом, конечно. Тем страшнее казались его кровожадность и жестокость. В исполнении Хопкинса каннибал Ганнибал – грациозный хищник, который может в любую секунду напасть на свою жертву. Но при этом, он - монстр со своим кодексом чести, с безукоризненными манерами, высокой моралью и даже с умением сопереживать. Пересмотрите «Молчание ягнят», ту сцену, в которой Лектер выпытывает у Кларисы Старлинг трагические детали её детства; у него ведь в какой-то момент явственно начинает дрожать слеза в уголке глаза! В последующих фильмах он и вовсе показан благородным рыцарем, просто с необычными гастрономическими пристрастиями.

Людоеда, сыгранного Энтони Хопкинсом, можно растрогать до слёз
Людоеда, сыгранного Энтони Хопкинсом, можно растрогать до слёз

Быдловатый гопник Брайана Кокса

Хопкинс показал нам каноничного Ганнибала Лектера. Но многие забывают, что он был не первым, кто изобразил этого персонажа. Брайан Кокс – тоже британец и тоже превосходный театральный и кино-актёр – был в этом смысле первопроходцем. Но, если сравнивать двух актёров в одной роли, можно заключить, что Кокс на съёмках триллера Майкла Манна «Охотник на людей» (Manhunter) ленился. Его серийный убийца получился однообразным и довольно блеклым (на фоне хопкинсовского, конечно же). Справедливости ради, ему и развернуться в этой роли особой возможности не было – он появляется всего в трёх сценах, причём одна из них совсем коротенькая. В прочтении Кокса психиатр, сам являющийся тем ещё психом, совсем не похож на утончённого, хладнокровного и крайне опасного интеллектуала. Скорее, он похож на британского головореза, который бы органично смотрелся где-нибудь в фильмах Гая Ричи. У него даже фамилия здесь другая Lecktor, а не Lecter, как в книгах Томаса Харриса и других их экранизациях. Сам Кокс признавался, что списывал своего персонажа не столько по литературному первоисточнику, сколько с реально орудовавшего в 50-ые годы маньяка Петера Мануэля, а тот как раз был гопником в детстве и малолетним преступником в подростковом возрасте.

Пересидок Брайана Кокса скорее кошелек отожмет, чем будет цитировать Данте на языке оригинала
Пересидок Брайана Кокса скорее кошелек отожмет, чем будет цитировать Данте на языке оригинала

Невинный ангел Аарона Томаса

Как ни странно, но безжалостный убийца и людоед в детстве был замечательным, добрым и любящим ребёнком. Об этом нам поведал Томас Харрис в книге «Ганнибал», где наиболее подробно раскрывается биография сбрендившего психиатра. Сцены из детства занимают большое и значимое место в фильме «Ганнибал: Восхождение» (2007). В них маленький Ганнибал живёт в идиллическом раю литовской провинции вместе с родителями и младшей сестрой, пока туда не врывается война. Собственно война и нацистские преступники превращают невинного мальчика в подобие опасного демона. Не даром на эту роль взяли Аарона Томаса. Смешно, конечно, сравнивать игру этого так и не ставшего актёром мальчугана с упомянутыми мэтрами, но свою задачу он выполнил – ангельской внешностью он вызывал в зрителях сочувствие и составлял отличный контраст с обликом следующего исполнителя роли Ганнибала Лектера.

Преображение маленького невинного Ганнибала тесно связано с судьбой его младшей сестрёнки
Преображение маленького невинного Ганнибала тесно связано с судьбой его младшей сестрёнки

Хладнокровный мститель Гаспара Ульеля

В «Ганнибале: Восхождение» было два актёра, сыгравших каннибала. И если маленького, ещё не испытывающего страсть к пожиранию врагов, Ганнибала сыграл ребёнок с мимимишным личиком, то на его более взрослую версию, на роль уже сломанного, превратившегося в демона ангела взяли француза Гаспара Ульеля, обладающего яркой отрицательной харизмой. Работает на образ и реальный, а не бутафорский шрам на щеке Гаспара, который тот получил в шестилетнем возрасте «на память» об агрессивном добермане. Ульелю на момент съёмок фильма было уже двадцать с лишним лет, но он вполне убедительно смотрится в роли подростка. Но органичен ли в роли Ганнибала Лектера? Нам показывают его становление и попытки отомстить нацистским преступникам, в годы войны… в общем, ставшим причиной сумасшествия Лектера, напишу так, чтобы обойтись без спойлеров. Он резок и безжалостен, но убивает не беспричинно, а руководствуясь уже сформировавшемуся моральному кодексу. Мстит, однако, очень жестоко и явно жестокостью этой упиваясь. Представить, что этот молодой Ганнибал со временем вырастет в интеллектуала Хопкинса у меня решительно не получается. Скорее – в гопника Кокса. А ещё вероятнее – в сериального Ганнибала, каким его изобразил пятый актёр.

Персонаж Гаспара Ульеля - ангел мщения и людоед, ещё не вошедший во вкус
Персонаж Гаспара Ульеля - ангел мщения и людоед, ещё не вошедший во вкус

Скованный громила Мадса Миккельсена

Знаю, что многим психиатр Лектер из сериала понравился чуть ли не больше, чем каннибал Энтони Хопкинса. Конечно, причина этого - двоякая харизма датчанина Мадса Миккельсена (он легко переключает положительное обаяние на отрицательное и обратно). Но, мне кажется, Миккельсен поначалу просто ничего не играл, понимая, что тягаться с Хопкинсом в этой роли бессмысленно. По крайней мере, весь первый сезон «Ганнибала» он выглядит скучающим и не изображающим вообще ничего. Впечатление, что он просто проговаривал написанные ему реплики, не вкладывая в них ни чувств, ни подтекстов. Его Ганнибалу Лектеру не хватает утончённости и манерности, чтобы можно было поверить – с возрастом он станет похож на пожилого, но очень опасного джентльмена из трилогии. У него не наблюдается даже жёстких морально-этических рамок и уж тем более – очень глубоко скрытой, но все же имеющейся эмпатии. Вот поверить, что он в заточении чуток обыдлеет и превратится в коксовского гопника, который убивает играючи, из развлечения, гораздо легче. Тем более, что в сценарий сериала заложено много сцен с рукопашными схватками, и миккельсоновский Ганнибал в итоге выглядит бойцом, любящим подраться. Впрочем, к третьему сезону Мадс Миккельсен, наконец, раскочегарился и начал выдавать яркую игру. Это не сделало его персонажа более приближенным к хопкинсоновскому, тем более что убивать Ганнибал продолжил довольно хаотично, но сериалу это все равно пошло на пользу. Третий сезон заметно лучше первых двух.

Ганнибал Лектер с лицом Мадса Никкельсена - сдержанный громила
Ганнибал Лектер с лицом Мадса Никкельсена - сдержанный громила

А вам какой из трёх актёров (не будем брать в расчёт мальчишек) нравится в этой роли больше остальных? Пишите в комментариях.