С некоторым опозданием, но посмотрел-таки и я телесериал «Ганнибал». По такому случаю освежил в памяти всю лектериану, включающую в себя помимо сериала ещё пять фильмов. Освежил, и поразился, насколько разными показан в них один и тот же персонаж – сумасшедший психиатр, всем блюдам предпочитающий человечину. За тридцать с лишним лет его сыграли пять актёров, один лучше другого, и у каждого он получился совершенно особенным.
Утончённый людоед Энтони Хопкинса
Англичанин Энтони Хопкинс сыграл Ганнибала Лектера в трёх фильмах – «Молчание ягнят» (1991), «Ганнибал» (2001) и «Красный дракон» (2002). Его игра в этой трилогии – образец идеального лицедейства, тонкого, умного, детализированного. Неудивительно поэтому, что именно Ганнибал Энтони Хопкинса стал каноническим и более всего запомнился и полюбился зрителям и кинокритикам. Это был один из первых случаев, когда жестокий и хладнокровный убийца изображался рафинированным интеллектуалом, изысканным любителем живописи, театра и музыки. Ну, и гурманом, конечно. Тем страшнее казались его кровожадность и жестокость. В исполнении Хопкинса каннибал Ганнибал – грациозный хищник, который может в любую секунду напасть на свою жертву. Но при этом, он - монстр со своим кодексом чести, с безукоризненными манерами, высокой моралью и даже с умением сопереживать. Пересмотрите «Молчание ягнят», ту сцену, в которой Лектер выпытывает у Кларисы Старлинг трагические детали её детства; у него ведь в какой-то момент явственно начинает дрожать слеза в уголке глаза! В последующих фильмах он и вовсе показан благородным рыцарем, просто с необычными гастрономическими пристрастиями.
Быдловатый гопник Брайана Кокса
Хопкинс показал нам каноничного Ганнибала Лектера. Но многие забывают, что он был не первым, кто изобразил этого персонажа. Брайан Кокс – тоже британец и тоже превосходный театральный и кино-актёр – был в этом смысле первопроходцем. Но, если сравнивать двух актёров в одной роли, можно заключить, что Кокс на съёмках триллера Майкла Манна «Охотник на людей» (Manhunter) ленился. Его серийный убийца получился однообразным и довольно блеклым (на фоне хопкинсовского, конечно же). Справедливости ради, ему и развернуться в этой роли особой возможности не было – он появляется всего в трёх сценах, причём одна из них совсем коротенькая. В прочтении Кокса психиатр, сам являющийся тем ещё психом, совсем не похож на утончённого, хладнокровного и крайне опасного интеллектуала. Скорее, он похож на британского головореза, который бы органично смотрелся где-нибудь в фильмах Гая Ричи. У него даже фамилия здесь другая Lecktor, а не Lecter, как в книгах Томаса Харриса и других их экранизациях. Сам Кокс признавался, что списывал своего персонажа не столько по литературному первоисточнику, сколько с реально орудовавшего в 50-ые годы маньяка Петера Мануэля, а тот как раз был гопником в детстве и малолетним преступником в подростковом возрасте.
Невинный ангел Аарона Томаса
Как ни странно, но безжалостный убийца и людоед в детстве был замечательным, добрым и любящим ребёнком. Об этом нам поведал Томас Харрис в книге «Ганнибал», где наиболее подробно раскрывается биография сбрендившего психиатра. Сцены из детства занимают большое и значимое место в фильме «Ганнибал: Восхождение» (2007). В них маленький Ганнибал живёт в идиллическом раю литовской провинции вместе с родителями и младшей сестрой, пока туда не врывается война. Собственно война и нацистские преступники превращают невинного мальчика в подобие опасного демона. Не даром на эту роль взяли Аарона Томаса. Смешно, конечно, сравнивать игру этого так и не ставшего актёром мальчугана с упомянутыми мэтрами, но свою задачу он выполнил – ангельской внешностью он вызывал в зрителях сочувствие и составлял отличный контраст с обликом следующего исполнителя роли Ганнибала Лектера.
Хладнокровный мститель Гаспара Ульеля
В «Ганнибале: Восхождение» было два актёра, сыгравших каннибала. И если маленького, ещё не испытывающего страсть к пожиранию врагов, Ганнибала сыграл ребёнок с мимимишным личиком, то на его более взрослую версию, на роль уже сломанного, превратившегося в демона ангела взяли француза Гаспара Ульеля, обладающего яркой отрицательной харизмой. Работает на образ и реальный, а не бутафорский шрам на щеке Гаспара, который тот получил в шестилетнем возрасте «на память» об агрессивном добермане. Ульелю на момент съёмок фильма было уже двадцать с лишним лет, но он вполне убедительно смотрится в роли подростка. Но органичен ли в роли Ганнибала Лектера? Нам показывают его становление и попытки отомстить нацистским преступникам, в годы войны… в общем, ставшим причиной сумасшествия Лектера, напишу так, чтобы обойтись без спойлеров. Он резок и безжалостен, но убивает не беспричинно, а руководствуясь уже сформировавшемуся моральному кодексу. Мстит, однако, очень жестоко и явно жестокостью этой упиваясь. Представить, что этот молодой Ганнибал со временем вырастет в интеллектуала Хопкинса у меня решительно не получается. Скорее – в гопника Кокса. А ещё вероятнее – в сериального Ганнибала, каким его изобразил пятый актёр.
Скованный громила Мадса Миккельсена
Знаю, что многим психиатр Лектер из сериала понравился чуть ли не больше, чем каннибал Энтони Хопкинса. Конечно, причина этого - двоякая харизма датчанина Мадса Миккельсена (он легко переключает положительное обаяние на отрицательное и обратно). Но, мне кажется, Миккельсен поначалу просто ничего не играл, понимая, что тягаться с Хопкинсом в этой роли бессмысленно. По крайней мере, весь первый сезон «Ганнибала» он выглядит скучающим и не изображающим вообще ничего. Впечатление, что он просто проговаривал написанные ему реплики, не вкладывая в них ни чувств, ни подтекстов. Его Ганнибалу Лектеру не хватает утончённости и манерности, чтобы можно было поверить – с возрастом он станет похож на пожилого, но очень опасного джентльмена из трилогии. У него не наблюдается даже жёстких морально-этических рамок и уж тем более – очень глубоко скрытой, но все же имеющейся эмпатии. Вот поверить, что он в заточении чуток обыдлеет и превратится в коксовского гопника, который убивает играючи, из развлечения, гораздо легче. Тем более, что в сценарий сериала заложено много сцен с рукопашными схватками, и миккельсоновский Ганнибал в итоге выглядит бойцом, любящим подраться. Впрочем, к третьему сезону Мадс Миккельсен, наконец, раскочегарился и начал выдавать яркую игру. Это не сделало его персонажа более приближенным к хопкинсоновскому, тем более что убивать Ганнибал продолжил довольно хаотично, но сериалу это все равно пошло на пользу. Третий сезон заметно лучше первых двух.
А вам какой из трёх актёров (не будем брать в расчёт мальчишек) нравится в этой роли больше остальных? Пишите в комментариях.