После того, как я узнал о деталях о деталях и обстоятельствах покушения на Генриха Наваррского, я, конечно, не перестал уважать французов. Но понял до чего же они мелочный народ.
Генрих Наваррский является самым широко известным королем Франции. Ему удалось прекратить междоусобную борьбу между гугенотами и католиками. Выгнал прочь интервентов из страны. Вместе со своим соратником - суперинтендантом финансов- Сюлли начал приводить финансы королевства в некий порядок.
Но страна по прежнему была в опасности. Франция была со всех сторон окружена владениями испанских и немецких Габсбургов, которые по прежнему претендовали на гегемонию в Европе.
В 1610 году Испания была вовлечена в войну с Османской империей. Генрих решил воспользоваться этим и намеревался нанести превентивный удар Габсбургам в самом отдаленном месте их империи - современной Бельгии. С другой стороны, королевство нужно было избавить от огромного количества бедного дворянства (гугеноты и католики), которое было "порохом", способным снова взорвать обстановку в стране и кинуть её снова в омут гражданской войны. Было бы лучше, если бы они убивали врага, а не друг друга.
18 мая войско должно было выступить к границам Фландрии. Но 14 мая проезд королевская кареты в Париже на узенькой парижской улице Рю-де-ля-Ферронри был заблокирован двумя телегами с сеном. Охрана бросилась освобождать улицу. Карета, пытаясь объехать затор, попала одним из колес в яму. В этот момент на подножку кареты запрыгнул католический фанатик Франсуа Равальяк. Он нанес королю три удара ножем в область грудной клетки. Генрих Наваррский умер не доехав до замка.
Охрана хотела убить Равальяка на месте, но его спас соратник короля герцог д’Эпернон (он был тоже ранен), чтобы допросить. Но расследования было похоже скорее на комедию. Нет, Равальяка конечно страшно пытали (дыба и испанские сапоги). Тот кричал, плакал, молился, но ничего не сказал. Но никто не соизволил допросить возчиков телег с сеном заблокировавших дорогу. Никто ни спросил у охраны, почему же хотя бы один из них не остался при короле. И почему они хотели расправиться с убийцей прямо на месте. Самое смешное, в итоге самого д’Эпернона попытались судить за покушение.
Дело в том, что смерть Генриха почти всех устраивала. Протестанты считали, принявшего католицизм ради короны Генриха, предателем, а католики лжецом. Жена хотела быстрей возвести их с Генрихом на престол их сына и стать регентшей. Любовница (Генриетта де Верней) не могла простить ему попыток завести роман с пятнадцатилетней Шарлоттой де Монморанси. Еще иезуиты и, конечно, собственно испанцы.
Но причину смерти доброго короля Анри следует искать не здесь. Так уж вышло, что обогатившаяся на своих колониях (рудники серебра в Перу) Испания закупала пшеницу во Франции (30-40% ежегодного потребления). Эти безумные деньги оседали в карманах французской знати, в монастырях, у крупных торговцев-буржуа. Генрих же перед войной ввел санкции против Испании и запретил торговлю. Никто не хотел терять такие деньги и плевать все хотели на безопасность и будущие Франции. Короля убили. Война не состоялась и торговля возобновилась, во Франции начались новые мятежи. Такой вот аттракцион невиданной жадности от французов.
Спасибо за внимание!
Не изволите ли поставить писарю ЛАЙК)