Найти тему
Книги АСТ нонфикшн

Роль советской армии в ликвидации аварии на ЧАЭС. Заметка В. Легасова

Отрывок взят из книги «Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем»:

«Нужно сказать, что круг работ военных был очень велик. Химические войска прежде всего должны были заниматься работой по разведке, по определению загрязненной территории. На плечи армии были возложены работы и на самой станции, и в 30-километровой зоне по дезактивации деревень, поселков, дорог.

Yves Alarie / Unsplash
Yves Alarie / Unsplash

Летом 1986 года — это стало одной из основных проблем не допустить распространения загрязненной пыли на большие расстояния. Для этого испробовался большой спектр различных химических составов, которые способны были бы полимеризоваться, закрывать загрязненные участки, причем пропуская через себя воду, но не допуская заметного пылеуноса. И создание таких составов, и их испытания, и организация работ по их введению на больших площадях — вот вся эта работа, конечно, легла на плечи армии.

Организовалась эта работа очень тщательно. Огромную работу провела армия по дезактивации города Припяти осенью 1986 года. И то, что этот город уже не представлял собой особой опасности, обеспечили сентябрьские-ноябрьские операции армии. Конечно, и дезактивация помещений 1 и 2 блоков при подготовке к их выпуску, — в этом тоже армейские части приняли самое активное участие.

 Jorge Fernández Salas / Unsplash
Jorge Fernández Salas / Unsplash

Дезактивация внутренних помещений, уборка территорий, уборка крыш. Работа проводилась чрезвычайно активно, в непростых условиях и с соблюдением таких требований, чтобы ни один из участвующих в этих работах солдат или офицер не получил дозовой нагрузки, превышающей первоначально 25 бэр; потом эта доза была снижена и в общем это соблюдалось и выполнялось. <...>

Мне ни разу не пришлось быть свидетелем какого-то случая, когда призванный в Советскую Армию специалист или просто любой гражданин Советского Союза как-то пытались манкировать своей работой или чувствовали себя насильственно привлеченными к трудовым и опасным работам. Может быть, такие случаи где-то и были, но мне их ни разу наблюдать не пришлось. Наоборот, мне самому приходилось несколько раз выходить на довольно опасные участки 4-го блока для того, чтобы уточнить данные разведки или для того, чтобы представить себе возможный фронт работ для тех или иных операций. И в помощь всегда приходилось брать солдат, и всегда, когда мне приводили какую-то группу солдат, я объяснял условия, в которых они будут работать, и спрашивал, что я хотел бы идти на работу только с теми, кто добровольно будет помогать мне.

Michał Lis / Unsplash
Michał Lis / Unsplash

И ни разу не было случая — а число таких работ было велико, — когда кто-нибудь, как это говорится, остался в строю, а не сделал шаг вперед для того, чтобы войти в нашу научную команду и помочь нам в проведении самых разных, иногда действительно непростых работ. Здесь солдат ничем не отличается от гражданского человека, который участвовал в этих работах.

Пo предложению генерала Демьяновича довольно быстро в районе зоны аварии, для того чтобы работу военных частей по дезактивации — и по измерениям и по любым операциям, которые приходилось деля армии —делали бы не наобум, не методом проб и ошибок, а более осознанно, был организован военный центр, который занимался и подбором соответствующей измерительной техники, наиболее адекватной ситуации, и выбором маршрутов следования. Отработка технологических приемов для проведения дезактивационных работ и наличие этого военного центра сыграло большую положительную роль и в том, что работы шли достаточно быстро и с минимальными дозовыми нагрузками.

Хотя, в общем-то, интегральные дозовые нагрузки были, конечно, достаточно велики в силу огромного объема работ, в силу огромного количества людей, привлеченных к этим работам, но все-таки они были минимизированы с помощью деятельности этого военного центра, работавшего в содружестве с научными организациями Академии наук и Институтом атомной энергии, киевскими исследовательскими организациями».

В основе книги «Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем» лежат уникальные материалы: интервью, статьи и воспоминания академика Валерия Легасова, одного из руководителей ликвидации последствий Чернобыльской аварии. Помимо них, в книгу вошли статьи о технологическом и политическом аспектах катастрофы, написанные с использованием ранее не публиковавшихся архивных документов.

Книга позволит читателю ответить на возникающие в связи с Чернобылем вопросы и сформировать собственное мнение.

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction
Наука
7 млн интересуются