Армия России и армии НАТО часто демонстрируют противоположный подход в вопросах использования мобильной связи и смартфонов.
Армия России ведёт последовательную борьбу с мобильными устройствами, а особенно с камерами и интернетом. Логика понятна, информационная безопасность во всех её видах: от обнаружения по сигналу скоплений военнослужащих, и до прослушки и прочтения переписок, в поисках разведывательных данных. Тем более, что в желании покрасоваться в социальных сетях некоторые люди зачастую не задумываясь публикуют данные, которые могут представлять интерес для противника. С 2019 года военнослужащим не только запрещены устройства на службе, но и запрещено вести аккаунты в социальных сетях.
А вот сам потенциальный противник со своим отношением к телефонам в армии не определился. Силы специальных операций США, например, уже привычно носят смартфоны на специальных креплениях на бронежилет и закрывают с их помощью массу задач. От связи и передачи данных, до навигации и корректировки огня. В принципе, понятно, что при наличии специальных приложений можно и огонь корректировать, и баллистический калькулятор использовать, и переводчиками пользоваться. И в случае необходимости проводить видео-фиксацию. Кроме того, можно всегда иметь при себе массу полезной информации, от справочников, таблиц и наставлений, до планов и журналов. В СМИ есть сообщения о том, что армия США планирует создать мобильное приложение для командиров отделений, которое объединит все виды ежедневных планов и документации в одном смартфоне.
При этом однозначного отношения к вопросу подобного применения гражданской техники среди союзников по НАТО нет, например в Великобритании телефоны в армии во время командировок находятся под полным запретом. В армии Турции запрещены смарт-фоны с 2015 года. Да и в США происходили случаи, когда использование мобильных устройств военнослужащими имело крайне негативное значение, которые несколько снижают оптимизм американских военных.
Например во время учений на полигоне в пустыне Мохаве капрал морской пехоты США постил фоточки в Фейсбук, и так выдал всё своё подразделение, что привело к невыполнению учебной задачи. Более того, в реальном бою всё подразделение было бы уничтожено. Можно вспомнить и скандал по поводу популярного фитнесс-треккера. с которого в сеть попали данные о геолокации крупных американских частей за границей.
В Китайской армии запрет мобильных устройств носит частичный характер, ими нельзя пользоваться лишь на некоторых объектах и вблизи границы Индии. Армия обороны Израиля разрешила использовать смарт-фоны, но они находятся в особой ситуации. Служат "дома" и пользуются услугами внутренних провайдеров, плюс их противник не столь технически развит.
А пока военная наука обдумывает своё отношение к смарт-фонам и планшетам, уже постепенно встаёт вопрос смарт-часов, фитнесс-браслетов и других новинок техники, за которыми не успевают медлительные военные.
А в тоже самое время иррегулярные войска по всему миру вообще не утруждают себя сомнениями по поводу того ,что ЦРУ за ними будет следить через гугл-аккаунты и используют всю возможную гражданскую электронику, чтобы компенсировать и недостаток приборов, и недостаток знаний. Вплоть до использования планшетов вместо прицелов на миномётах.
Хотя думается, что никакими запретами распространение техники среди солдат не сотановить. Все хотят связаться с домом, упростить себе жизнь с помощью приложений и сделать фото на память.