В прошлой статье я упоминал о трагической судьбе русского крейсера "Паллада", торпедированного кайзеровской подводной лодкой и уничтоженного мощнейшим взрывом сдетонировавшего боезапаса и собственных котлов. Давайте припомним и другие подобные случаи в истории.
Вот только что , раздвигая волны, двигался стальной исполин, воплощение мощи и казалось бы неуязвимости, которую старались достигнуть с помощью последних достижений металлургии, конструкторских решений, технологий кораблестроения, организационных мероприятий, призванных максимально обеспечивать живучесть корабля. И как насмешка рока - один вражеский снаряд или торпеда, а то и какие-то внутренние причины - и когда осядет водяной смерч и дым, а раскаты оглушительного взрыва затихнут вдали - на поверхности воды остаётся только мешанина обломков, жирные разливы мазута и истерзанные тела команды. Хотя бывает, что и тел-то не найти, как было с той же "Палладой".
Для гибели эскадренного броненосца "Петропавловск" оказалось достаточно одной мины. Если быть точным, она лишь послужила детонатором. Остальное довершил взрыв боезапаса носовой башни главного калибра, а при погружении - котлов.
На всё потребовалось порядка двух минут. Совершенно случайно гибель броненосца была запечатлена на фотографический снимок поручиком Корсаковым:
Из более, чем 700 человек на борту спастись по разным данным удалось от 60 до 80 .
Французский броненосец "Сюффрен"
26 ноября 1916 года в 50 милях от Лиссабона он был торпедирован немецкой подводной лодкой U-52. Взрыв торпеды вызвал детонацию погребов главного калибра, и корабль затонул за несколько секунд со всем экипажем из 648 человек. Всплыв, немцы пытались найти хоть кого-нибудь из его команды, но безуспешно. Командиром лодки на тот момент был капитан-лейтенант Ганс Вальтер
Потопил 44 корабля, из них 3 боевых и нанёс повреждения ещё 4-м. Награждён высшими орденами германской империи. Послужил и в гитлеровских ВМС, умер в 1950 году.
Дата 26 ноября оказалась несчастливой и для британского броненосца "Булварк"
Ровно за два года до "Сюффрена", 26 ноября 1914 года во время загрузки боеприпасов на корабле произошла серия взрывов, раздавшихся почти одновременно. Корабль был разорван на части и затонул практически мгновенно. Из 750 человек в живых остались только 12 матросов, находившихся на верхней палубе.
Примерно так же погиб линейный корабль "Вэнгард", участник Ютландского сражения
9 июля 1917 года он стоял на бочке в Скапа-Флоу. Как говорится, "ничто не предвещало...", однако в 23:20 раздались два мощнейших взрыва и когда дым рассеялся, линкор уже исчез под водой. Вместе с линкором погибло 804 человека, из воды подняли только четырёх живых, одного офицера и трёх матросов. Позже лейтенант-коммандер Дюк от полученых ран скончался.
Линейный крейсер "Худ".
Погиб в бою с "Бисмарком" и "Принцем Ойгеном" 24 мая 1941 года. Получив попадание 203мм снаряда с "Принца Ойгена", крейсер продолжил бой, несмотря на возникший пожар. Однако вскоре был накрыт залпом "Бисмарка". По крайней мере два снаряда его поразили . Существует много описаний того, что произошло дальше, ведь в бою участвовали несколько кораблей. Но если коротко, в результате мощнейших взрывов корабль был разорван на части и затонул в течение трёх минут, унеся с собой 1415 человек, включая вице-адмирала Холланда. Были спасены только трое из его команды.
Ещё к теме:
Морская артиллерия. Совсем чуть-чуть о ней
Золотые залпы корабельной артиллерии
Где самое безопасное место на корабле в бою?
..................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь