Тут недавно ознакомился с очередным опусом " красного дятла" . Схема у них, как всегда, очень красивая. Столыпин исчадие ада, поскольку в аграрно перенаеленной стране хотел уничтожить общину. Сделал так, что "кулаки" ограбили всех, а народу некуда было податься Промышленность царское правительство принципиально не развивала. Тут еще сослаться бы в качестве примера на толпы нищих и голодных на Российских дорогах, но у автора явно фактов таких не было, зато нашел блестящий выход, рассказал как обстояло дело в Европе много веков назад в таких случаях.
Мне часто вспоминаются слова Бунина , сказанные в "Окаянных днях", что русские люди никогда не узнают какой была имперская Россия. Не верю писателю! Не хочу быть " Иваном не помнящим родства", А потому попробую рассказать читателю, как же было на самом деле со Столыпинскими реформами.
Уравнительное землепользование было известно на Руси с московских царей. Земли было тогда избыток, осваивай не хочу, и пользовался крестьянин, как правило, единым земельным участок. По мере роста населения, его закрепления за землей, стали возникать вопросы, У Сидорова земля лучше, а Петрова похуже качеством, а тягло одинаковое несем. Вот чтобы " убытка казне не было" участки стали перераспределять стараясь уровнять их по качеству землю. Однако до 1861 года это явление не скажу что бы было слишком распространено. В конце концов порядок землепользования определял помещик, и за многими справными мужиками земля была закреплена единым участком чуть ли не десятилетиями. На нашу беду нелегкая занесла в наши Палестины одного ученого немца с мудреной фамилией. Объездил он всю страну изучил все до мелочей, как умеют только немцы, и указал, что весь мир погряз в "противоречиях", а у русского царя уже есть ячейка социалистического общества - уравнительная община.
В те времена высшее русское общество болела социализмом Царь на радостях велел издать двухтомник немца, тем более говорят, что сам усердно читал "Колокол" Герцена. Социализмом тогда еще не пошел в массы и на первых порах, естественно, бредил высший свет и составители реформы, верные царские слуги не могли пройти мимо указания немца и сохранили уравнительную общину исключительно из гуманных соображений а также пополнение казны. Подати платились всем крестьянским общество и на этот счет существовала круговая порука. Один прогорел, другие заплатят.
Постепенно идея социализма начинала распространяться в обществе. Чиновники, купцы, семинаристы, студенты изгнанные за академическую неуспеваемость, и даже гимназисты и все прочие , как их называл Ленин "друзья народа" решили ускорить социализма. Началось "хождение в народ". Устраивались кузнецами, учителями, наиболее хитрые даже шли в волостные писари. Там используя служебное положение устраивали справедливые пределы чуть ли не каждый год. Народ злобился и посылал благодетелей куда подальше, а то и просто, сдавал говорливого кузнеца или учителя уряднику. Друзья народа быстро пришли к выводу, что " народ темен" а во всем виноваты царские сатрапы, а потому устраивали отстрел царских министров как куропаток в течении нескольких десятилетий.
А мужик, между прочим, с ростом населения с этим
уравнительном землепользованием в общине попадал в в сущий ад. Община уже не кормила мужика , а кормило царская правительство. На ликвидацию последствия голода 1892- 1893 года царская администрация истратила более 100 миллионов рублей, 10 процентов бюджета, вполне сопоставимо с военными расходами. Какое тут уже развитие промышленности. Вся наша прогрессивная ответственность собрала с большим трудом пять миллионов рублей. Но вони было про общественные столовые на все 100 миллионов.
Так что же означало на практике общинное землевладение. Это значит , что у крестьянина был в пользовании не единый участок, а несколько полосок. На Волыне например до тридцати - сорока в разных местах. Причем расстояние, между ними могло быть большое, и даже очень большое. Например, в Рязанской губернии, до несколько десятков верст. Российские экономисты уже тогда просчитали, что если между полосками больше трёх верст обрабатывать дальние участки бессмысленно, логистика все съедала. Ни унавозить , ни обработать, ни собрать вовремя урожай на таких полосках нормально нельзя. Да и с любыми разумными хозяйственными решениями - была проблема. Решил крестьянин по собственному желанию начать пахать зябь сообразуясь с погодными условиями - собирай сход. Жди общего согласия. Когда все захотят. Навоз возить то же. Решил по своим силам еще одну коровенку завести, опять спрашивай "обчество". А нет лишней коровенки, нет лишнего навоза, а нет навоза - нет урожая. Луга то и выпасы общие , неразделенные. Всем одинаково. Жирно жить захотел. Кстати, пресловутые кулаки, прекрасно пользовались этой "демократией". Пару ведер водки, смотришь, и общественный лужок ушел за минимальную аренду нужному человечку. И если верить одному несостоявшемуся революционеру смоленскому помещику Энгельгарду, вот таких сторонников демократии и называли "кулаками" потому, что общество держали в кулаке. А зажиточный мужик, добившийся своим горбом благосостояния вызывал только почет и уважение.
На этом фоне немецкие фермеры имея вдвое меньше земли три -четыре гектара в отличие от русского мужика, которой в Средней полосе имел 8-9 гектаров земли, был несравненно богаче. А мы задыхались от "нехватки" земли. Ленин в своих работах по аграрному вопросу очень пенял за это царское правительство, обвиняя в сохранение этих феодальных устоев.
И действительно, такой архаичный порядок земледелия просто плодил нищету. Но если бы "красные дятлы читали не один блуд советских историков, а , например, хотя бы программу РСДРП, принятой на втором съезде под руководством тов. Ленина, то явно бы "окосели". Там, в аграрном разделе программы минимум, они узнали для себя много интересного. Оказалось партия ставит своей целью, в рамках демократических перемен, добиться отказа уравнительного землепользования, то есть общины, и снятия всех ограничения по распоряжению крестьянина землёй. То есть Столыпин, выходит, и выполнял программу большевиков! Так в политике часто бывает, противник перехватывает повестку дня. Вариантов бреда много, а разумный выход всегда один. Отсюда, такая ненависть к Столыпину и Ленина и всякой другой чистой публики , что причисляла себя тогда к "прогрессивному человечеству". Да, и помещиков тоже. Ибо реформы уравнивали их положение с крестьянами. Земля становилось у крестьян частновладельческой, как и у них самих. И крестьяне оказывались реальными конкурентами. Единственный, серьезный аргумент у Ленина против реформы тот , что она осуществлялась "казённым" способом. Хотя, царские чиновники, проводившие реформу, выглядят сущими ангелами, по сравнению со сталинскими административными волками, проводившими коллективизацию.
Ленин, как известно, постоянно критиковал царскую власть за то, что она эксплуатирует патриархальные настроения крестьянства. Но сам он совершил революцию пообещав уравнительный передел земли, то есть, на этих самых "патриархальных настроениях". Причем оправдывался "волей народа" , мол, идти против неё - "допустить измену делу революции". На самом деле, окрепший мужик после Столыпинских реформ скорее всего мечтал окончательно уничтожить своего конкурента- помещика и разжиться за его счет имуществом. Не случайно в крестьянских хлевах появились после революции зеркала в из барских имений. В дом они просто не входили. Сказалась также и многолетняя пропаганда "друзей народа". Хотя, если верить статистике, до 74 процентов пашенной земли в стране уже принадлежала крестьянам. В общем , жадность фраера сгубила, тем более лозунг первых дней революции "Грабь награбленное" никто не отменял. Очень замечательный был лозунг. В России мертвого из могилы подымит на восстановление "справедливости". Да и не только в России.
Последствия были ужасающие! Уравнительный передел земли после отмены гос монополии на хлеб и введение НЭПа, только усилил обнищание крестьян. В результате, вместо 18 миллионов единоличников накануне революции, к 27 году - стало 24. Количество земли в распоряжении крестьян, как и предсказывал Столыпин, не увеличилось. В большинстве густонаселенных губерний центральной России - даже сократилось. На 15 съезде ВКП (б) Вячеслав Молотов с грустью констатировал, что 8 миллионов этих крестьянских хозяйств даже содержание лошадей приносит не прибыль, а убыток. Общероссийский рынок сельхозпродукции был убит. Столыпин давно в могиле. Ставки на сильного мужика нет. А в стране 8 миллионов нищих хозяйств, с учетом членов семей где-то за 48 миллионов человек. А классовая борьба все усиливалась. Вот что писал Сталин в "Кратком курсе истории ВКП(Б)", подводя итоги Ленинской аграрной политики.
"Хотя сельское хозяйство в целом и перевалило через довоенный уровень, валовая продукция его главной отрасли — зернового хозяйства — составляла лишь 91 процент довоенного уровня, а товарная часть зерновой продукции, продаваемая на сторону для снабжения городов, едва доходила до 37 процентов довоенного уровня, причем все данные говорили о том, что есть опасность дальнейшего падения товарной продукции зерна
Это означало, что дробление крупных товарных хозяйств в деревне на мелкие хозяйства, а мелких на мельчавшие, начавшееся в 1918 году, все еще продолжается, что мелкое и мельчайшее крестьянское хозяйство становится полунатуральным хозяйством, способным дать лишь минимум товарного зерна… Не подлежало сомнению, что при таком состоянии зернового хозяйства армия и города СССР должны были очутиться перед лицом хронического голода."
Так кто же был тогда Ленин в свете всего изложенного ? Типичный ренегат? Настоящий феодал? На этой основе он ничего кроме как нового феодализма построить не мог, назвав его почему-то "социализмом" Наш остроумный народ не случайно распознавал аббревиатуру ВКП(б) не как "всероссийская коммунистическая партия большевиков", а как "второе крепостное право большевиков.
Тогда получается , что Столыпин прогрессивный деятель, настоящий реформатор, выполнявший в каком-то смысле программное " ленинские предначертания". Исторической перспективе история доказала его правоту. 80 лет спустя в страну вернулась частная собственность на землю .
"Между 1908 и 1914 гг. в деревнях все быстро улучшалось. С отменой выкупных платежей заводились деньжонки у мужиков, и, если они не были горькими пьяницами, у них появлялся хороший инвентарь, сбруя, ставились новые и перекрывались железом старые хаты, прикупалась земля; на огородах многими садились яблони, малина; женщины приобретали в рассрочку швейные машины. Появлялись даже у некоторых граммофоны, хорошие гармошки. Ни один и простой праздник не обходился без белого хлеба и баранок. А в большие праздники все покупали по 20--30 килограммов белой муки. Картошки без масла ели уж только любители. Девки и парни приходили к Пасхе с фабрик в таких нарядах, что нельзя было уже узнать -- то ли это мужицкие, то ли господские дети... Тогда собиралась вся деревенская молодежь на лугу веселиться и водить хороводы, было и радостно и весело посмотреть и послушать. С фабрик они приносили новые песни или перенимали те из них, какие там пелись молодежью других губерний. С этой стороны фабрика служила консерваторией и объединением, с которой и песни и хороводы разносились во все дальние губернии, и мотивы и мелодия новой песни становились общим достоянием. Хорошее, золотое было время для старательных и более трезвых крестьян". Так писал о том времени один из крестьян, состоявший в переписки с самим Львом Толстым. Его советская власть даже к кулакам не причислила, но все равно расстреляла в 38 году. За вредность! Или за глупость! Уж очень он боролся с царем за справедливость в свое время.