Военно-статистическое описание Архангельской губернии в отношении ее жителей очень подробное, поэтому разбила текст на несколько частей.
Первая - о Русском населении Архангельской губернии;
Вторая - обычаи и поверья русского населения Архангельской губернии;
Третья - свадьба в Архангельской губернии;
Четвертая - особенности речи русского населения Архангельской губернии.
При свадьбах бывает более всего особенных обрядов, характеризующих быт северных жителей. Молодежь выбирает себе невест обыкновенно на зимних вечеринках и беседках, или весною, в хороводах. Иногда отец семейства сам выбирает невесту своему сыну. После предварительных расспросов о невесте и советов с родственниками, приступают к сватовству. В сваты, или засыльщики, избирается обыкновенно один из близких родственников (иногда и родственница) жениха, а если их нет, то кто-нибудь из соседей и друзей.
В назначенный для сватовства день, избранный сват приходит в дом жениха: тогда все там находящиеся садятся: немного погодя, жених, встав, просит у родителей благословления жениться. Родители отвечают ему, что они согласны, благословляют его, зажигают пред образами свечу и молятся Богу. Потом сват, взяв руку жениха, в знак его согласия, берет шапку, молится, и взявшись рукою за стол, выдвигает его на середину избы (без этого ни один сват не пойдет сватать, иначе не высватать), и выйдя из избы, молча идет в дом невесты. Прошедши туда и перекрестясь пред образами, сват здоровается с родителями невесты, потом кладет шапку и рукавицы на воронец (находящаяся под потолком крепкая доска: поддерживающая балка в системе крепления крыши либо полка для посуды, головных уборов), а не на лавку, как обыкновенно делается; это верный знак для хозяев, что к ним пришел не простой гость, а сват. После обоюдных расспросов о житье, бытье и здоровье, сват излагает причину своего прихода, и родители, если желают выдать дочь, то большею частью тогда же и дают на то свое согласие. Само собою разумеется, что сват, при этом случае, не остается без угощения и не забывает расхваливать жениха самым лучшим парнем из всего околодка (окружность, окрестность, соседние места). Если же жених не нравится, или случится другое какое-либо препятствие, то, не делая прямого отказа, обыкновенно просят отсрочить сватовство до другого времени, говоря, что дочь их еще очень молода, что они не намерены отдавать ее в этот мясоед, или что присказывается дугой жених и потому им надобно подумать и посоветоваться. Впрочем, в том и другом случае, прощаясь со сватом, всегда благодарят его за почет, оказанный их дочери, ибо чем более сватается женихов, тем больше чести для невесты. В случае согласия, родители жениха и невесты, чрез того же свата взаимно уславливаются о дне для рукабитья.
В этот день жених, в сопровождении только одного свата, приезжает или приходит в дом невесты, потом все входят в избу, и, перекрестясь, садятся за накрытый стол. Между тем, перед образами зажигают свечи; отец и мать невесты, жених со сватом и все находящиеся в избе встают с мест, трижды кланяются в землю; сват и отец невестины, перекрестясь, берутся правыми руками, поближе к локтю и напустив рукава на ладонь. Тогда один из сторонних посетителей, а если их нет, то мать невесты, разнимает их руки, ударив по ним ребром, а не ладонью. При этом строго наблюдается, чтобы отнюдь не браться голыми руками, и для этого каждый зажимает в горсть конец рукава. Заручившись, жених берет поднос и подает будущим тестю и теще по стакану привезенного с собой вина, после чего, налив стакан для невесты, идет в ту комнату, где она находится со своею сватьею, которую всегда бывает ее крестная мать, божатка. Здесь жених в первый раз видит свою невесту и при том не в наряде, а в обыкновенном ее будничном платье. Она непременно должна выпить поданный ей стакан; потом она получает в подарок пряник и кольцо. После этого жених уходит в прежнюю комнату и продолжает подавать вино всем родственникам и родственницам, по старшинству. Поздравив жениха, все снова садятся за стол, назначают между прочим день для сватанья и, в заключение, расходятся по домам; а невестина мать, на прощанье, дарит жениха и свата бранными полотенцами.
С этого дня, с обоих сторон начинают приготовляться: варят пиво, извещают дальних родственников, а невестины родители закупают скройки (четверть аршина парчи или штофа, из которого шьют сборники) для подарков жениховым родственникам. Время от рукобитья до сватанья продолжается от полуторы до двух недель, в продолжение которых засватанная девушка не занимается уже никакою сельскою или домашнею работою; не выходит, как говорят, на ветер, т.е. из дому; в самом доме не показывается никому стороннему; даже бывают примеры, что она не садится за общий с домашними стол; ходит в неопрятном сарафане, голова у ней нечесана и покрыта сложенным на кресс и подвязанным под щеками, платком (это называется кукушкой).
Ударив по рукам, жених, или его отец, приходит к священнику и, объявив о начатом деле, условливается о дне венчания, и наконец, просит священника быть на сватанье, которое и у беднейших жителей никогда не бывает без присутствия священника, а иногда и всего причта. Надобно знать что почти везде почитается за величайший стыд, если жених придет на сватанье без попа; поэтому за недосугом местного священника, всегда приглашается другой, из ближайшего прихода. Должно сказать впрочем, что это делается только там, где нет раскольников; раскольники же и старообрядцы священников на свадьбу не зовут.
С утра того дня, в который положено быть сватанью начинают собираться в доме жениха все его родственники. Особенно стараются о том, чтобы непременно были тут крестные отец и мать; а когда они живут далеко, то обыкновенно жених просит их сам, и заблаговременно привозит к себе в дом; если же их нет в живых, то стараются чтобы в свадьбе участвовали их ближайшие родственники. Это является для того, что крестный отец всегда бывает тысяцким, а божатка (крестная мать) сватьею по женихе; прочие родственники называются поезжанами. Когда все соберутся и придет священник с крестом, то усаживаются за стол, заблаговременно накрытый (набранный). Первое место занимает священник, за ним тысяцкий, отец женихов, сам жених и сватья, а потом прочие родственники, по старшинству, кроме одной только матери жениха, которая за стол не садится. Посидев за столом, все встают со своих мест и тогда жених, всем по порядку и старшинству, кланяется в ноги и подносит вино в стаканах, за что каждый их поезжан кладет ему на поднос несколько денег. Священник, надев эпитрахиль и взяв крест, поет приличный обстоятельству стих, большею частью «Достойно есть», благословляет жениха и весь поезд, после чего все прикладываются к кресту. В это время жениха благословляют отец и мать, первый иконою, а последняя хлебом-солью.
В числе поезжан находится еще одно лицо, и притом самое необходимое для свадьбы; его одного называют дружкою: это знахарь, колдун. Избави Бог делать свадьбу без знахаря; за ним едут даже за сто верст, иначе не обойтись без порчи. Во время сборов к поезду, особенно, когда жених одевается, знахарь щедро оделяет его нашептыванием разных слов, ссужает разными привесками к кресту; корешками, то от домового, то от лихих людей; вместо обыкновенного пояса опоясывает его сеточкой. Редко посидит он на месте, ему крайний недосуг. Каждую братину пива, каждый штоф вина, каждое кушанье он должен одуть, оговорить, отведать прежде всех. Наружность его обыкновенно весьма неблаговидная, и мужички с почтением уступают ему свои места с ласковым словом, боясь, чтобы не испортил или их самих, или их лошадей. Наконец, дружка начинает торопить поезжан, и тогда все, взяв шапки и крестясь, особенно при шагании через пороги (Если кто после свадьбы захворает, то обыкновенно приписывает это порче, говоря что перешагнул не благословясь. Вообще верят, что порча особенно пристает к тем, кто шагает чрез порог, не перекрестясь или с худыми мыслями.), выходят на улицу; а те которые остаются дома, провожают их, но, отнюдь не с порожними руками, а каждый или с пивом, или с вином, или с пирогами. Впереди всех едет дружка верхом на лучшем коне, с кожаною чрез плечо сумою (тут положено вино, пироги и прочее стряпанье; дорога хотя и не дальняя, а без хлеба и соли не ездят, тут же положены снадобья знахаря). За ним в одной повозке священник с жениховым отцом, в другой – жених с тысяцким, в третьей – сваться с проводниками и прочие все попарно, исключая последних, которые садятся как случится.
Между тем в доме невесты также собираются ее родственники, а сама она остается особо с божаткою, которая бывает у ней сватьею, а если божатки нет, то с ближайшею родственницею. В этот день приглашаются и посторонние знакомые, но они не могут видеть невесты. Даже из родственников она показывается только ближайшим, и то не тотчас по приходе их в дом, а погодя, чтобы не случилось ей чего-либо худого с-ветру. Между тем, берут братину воды из колодца и становят ее на палати, или вообще в такое место, чтобы жених, входя в избу, непременно прошел под братиною наклоняя голову, и этою то водою умывается невеста, наряжаясь на вывод; тут также не обходится, как говорят, без шишулек, в которых не последнее значение имеет наговоренная соль. Потом в избе стелют на стол бранную скатерть, и на один конец ее кладут два хлеба, один на другой, весом около пуда, или более, называемые столовиками, которые снимаются уже по окончанию свадьбы; потом ставят прочее кушанье, и все это сверху покрывают другою скатертью.
Как скоро услышат звон колокольчиков приближающегося женихова поезда, то тотчас затворяют ворота, и по приезде, когда дружка постучится в кольцо, все собравшиеся родственники и гости выходят на сени и, отворив ворота, встречают жениха и его поезжан. Поздоровавшись, вслед за священником все входят в избу и усаживаются за стол, а будущий тесть подает присутствующим по стакану вина; впрочем до кушанья не дотрагиваются, а стараются увидеть невесту натощак. Дружка всегда сидит на конце стола; за теми что исполняя свои обязанности, часто выходит то на улицу, то прокрадывается к невесте, то взяв братину и отпив из нее, почует то одного то другого гостя. Между тем, женихова сватья или сват начинают просить попеременно отца и мать невестиных вывести невесту: просьба эта всегда повторяется пять или шесть раз; наконец, родители невесты, пригласив попа и своих родных, идут в ее (в это время на невесте бывает надето самое худое платье, а она обыкновенно лежит под шубой) комнату, где она, подойдя к благословению священника и приложась к кресту кланяется в ноги отцу и матери, и потом всем родственникам. Потом поп, родители и родственники уходят обратно к женихову поезду, и в это время невестина сватья приносит известную воду, умывает и одевает (невеста каждую вещь, начиная с чулка, надевает перекрестясь) невесту в лучшее платье, не жалея белил и румян. Когда невеста оденется, то отец и мать, пришедши вместе со сватьею, выводят ее, как говорится, в избу, т.е. в ту комнату, где сидит жених. Став на средину, все четверо молятся Богу и потом сватья с невестою кланяются в пояс на все четыре стороны. Поезжане встают; тысяцкий спрашивает у родителей невесты, нравится ли им жених, а невестина сватья наоборот, люба ли невеста, и после взаимного одобрения, священник, надев эпитрахиль и взяв крест, поет «О тебе радуется». В это время жених с тысяцким выходят по солнцу из-за стола, и первый, подойдя к невесте, становится с нею рядом по правую руку. По пропетии стиха, жених с тысяцким, невеста со сватьею, ее родители и отец жениха прикладываются к кресту. Потом, поцеловавшись с женихом, невеста подносит как им, так и тем, которые стоят за столом по рюмке вина. Для этого всегда выбирается самая маленькая рюмочка. После невесты, таким же образом начинает подносить жених, но не рюмочкой, а большим стаканом, привезенное с собою вино и подает его всем родственникам, не исключая детей. Во все это время, невеста кланяется каждому гостю в пояс, и когда жених обнесет всех, то она со сватьею обратно уходит в свою комнату, а поезжане той и другой стороны и все гости снова садятся за стол и начинают есть. Между тем невеста, сняв с себя лучшее платье и надев другое попроще, а на голову колпак, идет, закрыв лицо руками, в сопровождении двух плачей (певиц), в другую половину дома, где сидят собравшиеся ее подруги. Невеста садится под среднее окно, а плачеи по обе ее стороны; потом приходит мать и покрывает голову невесты чистою скатертью, а трижды поклоняясь матери в ноги, и обняв ее, опять садится на лавку; певицы начинают причитать отцу и матери, а невеста – убиваться, т.е. выражать свою горесть разными телодвижениями. По уходе матери, певицы, сняв с невесты скатерть, покрывают ее шелковою фатою (эту фату невеста не снимает до самого конца и даже спит под нею). Один из родственников приносит братину пива, подает ее невесте, а та передает ее певицам и кланяется им в ноги; певицы поют, продолжая причитать.
Когда поезжане во время стола станут есть мясной пирог (куккуй), то будущая теща начинает дарить тысяцкого и всех поезжан, по старшинству, полотенцами, а жениха дарит последнего шелковым платком. По выходе из-за стола, жених и поезжане идут на другую сторону со сдарьем, к невесте. Отец женихов, тысяцкий и прочие поезжане дарят ее деньгами, за что она подает им по стакану пива и каждому кланяется в ноги. Между тем, причеты продолжаются своим порядком. Наконец, последний дарит невесту жених и когда она подаст ему стакан и поклонится в ноги, то он правою ногою наступает на ее фату, пьет поданный стакан как можно медленнее, а невеста во все это время лежит у него в ногах. Выпив стакан, жених поднимает невесту и, три раза поцеловав ее, выходит со всеми поезжанами в другую комнату, а не в ту, где обедали. Здесь поезжане, простясь с родителями невесты, разъезжаются по домам, а остаются только жених и тысяцкий. Провожая женихову сватью, невестина мать посылает с нею в подарок свекрови полное блюдо печенья, бывшего на столе, которое завертывается в конец холста.
Между тем, собравшиеся девки, входят к невесте и, перекрестясь, садятся за стол, накрытый собственно для них. Начинается девичник; сюда же приходит жених, которому теперь уже не оказывается никакого особенного почета; он обыкновенно, посидев недолго между гостями, собирается ехать домой, и перед отъездом снова дарит невесту деньгами, а та одаривает его рубашкою, которая и надевается им под венец; потом жених с тысяцким уезжают.
Когда каждому из гостей спета будет песня и все одарят невесту, приходит мать ее со своею старшей дочерью, а если нет, то с любимою подругою невесты, держа в руках почелок (головной убор, род венка, надеваемый поверх повязки). Невеста встает, берет от матери почелок, а перед нею становится подошедшая сестра или подруга. Плачеи начинают причитать: это называется отдавать красоту. По окончании причитаний, невестина сестра уносит почелок; девичник оканчивается обыкновенно пред самым утром. На другой день, невеста и девицы снова начинают причеты отцу, матери и прочим родственникам, пока не приедет жених за невестой. Как скоро поезд войдет в комнату, то невестина сватья уводит ее в другую половину, одевать; за ними следуют девицы, приплакивая, а жених с поезжанами садится за стол, заранее накрытый; жених с невестою не здороваются. Когда невеста одета, то родные ее браться, если есть, а если нет, то двое ближних родственников, ведут ее под руки в комнату к жениху, который, встретив невесту, садится с нею за стол. Теща подносит жениху братину пива, закрытую платком, и тот, отведав пиво и взяв себе платок, опускает в братину несколько денег, и отдает ее обратно теще, которая передает ее девицам, поющим в это время песню в похвалу жениховой щедрости. Потом отец берет образ, а мать хлеб; благословляют ими жениха и невесту и провожают их к венцу; причем девки опять поют песни. По приезде в церковь, обыкновенно к началу обедни, сватья на паперти расплетает невесте косу и связывает ее волосы лентою. По окончании службы, снимают с невесты фату, а после венца снова покрывают ее фатою и ведут в дом жениха.
По приезде из церкви, свекор с образом, свекровь с хлебом, старшая, если есть, невестка – с братиною пива, встречают жениха и невесту в сенях, а между тем один из меньших родственников бросает в них жито; после благословения молодых, все садятся за стол. Потом обе сватьи ведут молодую окручать, в другую комнату; за ними идет молодой. Тут она, раздевшись, умывается, белится, румянится, и снова одевается (богатая – в другое платье); между тем, сватьи, заплетя и сложив косы молодой, надевают на нее парчовый сборник. Потом подают зеркало, в которое молодые смотрятся вместе. Затем, покрыв молодую фатою, ведут ее обратно за стол; свекор берет пшеничный пирог, кладет на него несколько денег и, концом его, задев за фату, отбрасывает ее на сторону, а молодая дарит его платком. Это называется вскрывать молодую. После того молодая и сватья опять выходят из-за стола, и первая подает каждому по стакану пива, каждому кланяется в ноги и с каждым целуется, подавая и принимая стакан. Между тем приезжают тесть и теща. Тогда все, кроме молодых, садятся за свадебный стол, который продолжается необыкновенно долго; молодым стол накрывается особо и они едят с одного прибора. В заключение стола приносят горшочек каши, и когда ее съедят всю, то один из гостей кидает порожний горшок на печь с приговоркою: сколько черепья, столько ребят молодым! Затем все встают из-за стола, размещаются по лавкам и снова угощаются брагой и пивом. Между тем, сватья приготовляет в подклете постель для молодых и приносит туда коробью с дарами. Когда все приготовит, то предшествуемые свекром с образом, молодые провожаются на подклет всеми родственниками; только тесть и теща остаются с гостями. Прошед на подклет, молодые еще раз подносят всем по рюмке вина, и потом молодая начинает дарить: свекру, свекрови, крестному отцу и деверьям сшитые рубашки, золовкам холст, как говорят, на рукава, и если они девицы, то по ленте, платку и скройке; наконец дядям, теткам и всем прочим также дарится аршин по пяти, или по семи холста. Одарив всех, молодые остаются одни; молодая должна разуть молодого.
По утру свекор приходит будить молодых и получает от молодой в подарок платок; иногда же молодые, не дожидаясь чтобы их разбудили, встают и одевшись идут здороваться с отцом и матерью. В этот день покой и отдых; но на завтра, или и позже, молодые и все сваты и сватьи угощаются хлебом-солью; но уже никаких особенных обрядов не наблюдается и, под вечер, молодая, забрав свои остальные наряды, уезжает с новою роднею, чем и кончается свадьба. Родители не оставляют при этом наделить дочь свою чем Бог послал.
Молодая, до хлебин, не наряжается ни на какую работу; зато после вся домашняя работа (обрядня) поручается ей и, во весь первый год, она должна каждый раз стлать и убирать постелю, для свекра и свекрови.
Первоисточник (текст): Военно-статистическое обозрение Российской империи : издаваемое по высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального штаба [трудами офицеров Генерального штаба]. - СПб. : Тип. Деп. Ген. Штаба, 1848-1858. - Загл. Т. 16, ч. 5 : Статистические описания губерний и областей Российской империи, по высочайшему повелению издаваемые Департаментом Генерального штаба Военного министерства.
Т. 2 : Северо-Восточные губернии : Ч. 1-4. - 1850-1853.
Т. 2, ч. 1 : Архангельская губерния / [по рекогносцировкам и материалам, собр. на месте, сост. Циммерман]. - 1853. - [6], 282, [24] с., [5] л. табл. : табл. - На шмуцтит. загл. : Военно-статистическое обозрение Архангельской губернии.