Найти тему
Исторические напёрстки

Рождение русского пехотного строя. От славян — до Руси

Тема будет почти философская, приглашающая к крепкому спору. Русский кулачный бой с его традициями. Как они могли зародиться, почему выжили (несмотря на войну против них многовековую), к чему привели.

Воинское искусство каждого народа, особенно имперского, — не возникало на пустом месте. Формировалось веками, культивировалось поколениями, постоянно динамично совершенствовалось. Подробно на теме, например, успехов викингов — канал останавливался, можно ознакомиться тут и здесь.

Былинные сказания, народные традиции танца и изустного творчества, вековая ненависть церкви, периодические карательные наскоки власти — всё это пережил русский кулачный бой. Довольно убедительные подтверждения набираются в пользу очевидной мысли: навык русской профессиональной драки тесно вплетается в боевое обучение народа, в обрядовые воинские традиции, в массовую психологию. Если говорить научным языком: многие виды борьбы, кулачный и палочный бои, судные (и на «заклад») поединки Руси — это слагаемые явления, которое можно назвать «традиционные признаки боевой силы народа».

Забава или…? Все виды вид кулачного боя («сам на сам», «стенка на стенку», «свалка-сцеплялка», «куча мала», «снежный городок») на Руси практиковались столь широко, что несомненно стали интересным боевым искусством. Внешне являясь всенародными увлечениями. Что из них могло понадобиться в настоящем бою, насколько ухватки, приемы, психология, наконец, — стали отличительными чертами славянина-воина, дружинника Руси, ополченца?

Во-первых, среди всех славян (западных и восточных) только в наших широтах закрепилось народное состязание, подразумевающее массовое побоище «стенка на стенку» в самых разных вариациях (дюжина минимум припоминается). Поединок «Один на один» («сам на сам») широко бытовал везде, но свальный бой сохранился до ХХ века только среди русских.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

С точки зрения военной полезности — видится два преимущества такой традиции и подготовки. Неорганизованный «бой толпа на толпу» только неопытному глазу видится досужей забавой. Но любой адекватный рекон подтвердит: это противодействие двух партий бойцов, которые бьются без соблюдения строя, врассыпную. С задачей обратить в бегство противника. То есть, бесчисленное число индивидуальных поединков, подчиненных одной цели. Одолей «сам на сам» соперника, крути башкой непрерывно, приди на помощь товарищу, спина к спине отбивайся и т.д…

В военном деле польза от таких навыков — великая. Даже если подобие строя прорвано или смято, воины чувствуют себя спокойно. Привычно, если хотите. Не паникуют, не разбегаются, как большинство античных и средневековых армий. Этим воинским качеством обладали все славяне и «варварские народы», которые устроили проблем поздним анклавам Рима. Особенно доставалось Восточной Империи. Традиция ведения боя славянами, без соблюдения строя — характерна была издревле. Об этом сообщает известие императора Маврикия Стратега, относящееся к VI–VII вв.:

«Сражаться со своими врагами они любят… внезапными атаками, хитростями и днем, и ночью, изобретая много разнообразных способов. Они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве…»

Эволюция. В понимании Флавия Тиберия Маврикия — «правильная битва» неведома славянами была … в силу их недоразвитости. Системная ошибка утонченного ромея. Воинский строй был не нужен на том этапе развития. Достаточно было личной высокой выучки каждого славянина. Особенно в боевых ситуациях «один против многих». Любое построение ущербно, если оно малочисленно и вынуждено сражаться с таким же строем. Чья «фаланга» шире по фронту — тот и побеждал в большинстве случаев. А «рассыпной» порядок боя был необходим нашим предкам — из-за численного превосходства противников.

Следующим этапом массового народного и военного этапа развития — стали элементы «стеношного боя». В повседневной жизни забава «толпа на толпу» превратилась из условно-группового состязания … в командную военно-прикладную игру. С обязательным соблюдением четких построений. Откуда это пришло — понятно. Славяне слишком часто стали противостоять (или биться плечом к плечу) с византийскими элементами греческой фаланги или поздними римскими центуриями.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Но одновременно с развитием «стеношных боев» эволюционировала индивидуальная модель кулачного боя (и воинского умения). Так развилась «сцеплялка-свалка».

Справка: «сцеплялка-свалка» — самый сложный и почетный тип кулачных боев на Руси. Это массовый поединок, где все бьются со всеми. Отличался крайней ожесточенностью с высоким травматизмом. Требовал от участников крайнего хладнокровия, расчетливости, личной жесткости. Часто становился уделом пацанвы, которые предваряли этим видом схватки — «взрослые» кулачные бои на праздниках. В воинской среде, в процессе обучения «младшей дружины» был непременным элементом подготовки.

То есть, искусство личного поединка «один против всех» никуда не ушло, органично переросло в новые формы кулачного сцепного боя. В своих «Записках о Московии» 1549 года Сигизмунд фон Герберштейн это подмечает совершенно определенно:

«Всякий, кто победит больше всех народу, дольше других останется на месте сражения и весьма храбро наносит удары, получает особую похвалу».

Несмотря на свою жесткость, недостаточную народную популярность, «сцепной бой» оказался живучим. Даже в конце XIX века в волжском Царицине (Артём, приветствую!) по свидетельству очевидца — существовала эта забава:

«Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

С технической точки зрения, чем должен быть оснащен мужчина, рискнувший участвовать в «сцепных свалках»? Хоть на заре времен, хоть сейчас. Выживать в круговерти свального боя можно, если: высок уровень реакции, широк кругозор, есть умение передвигаться одновременно с нанесением удара, хороша увертливость. Самое главное — должно быть умение выводить удар в любую точку пространства вокруг себя. Сила и выносливость должны соответствовать самым высоким требованиям. Само собой.

«Сцеплялка» не терпит ограничений правилами. Бесполезны запреты на удары в какую-либо часть тела. Каждый боец стремится освободить вокруг себя пространство, рефлекторные и ситуативные подножки-подсечки, удары ногами — вынужденная мера. Здесь царство рефлексов, отточенных долгими тренировками. Невозможно исполнить задуманный силовой бросок без риска быть стоптанным окружающими. Каждый сам за себя. Если внимательно присмотреться к современным аналогам — это «охотницкий бой» из славяно-горицкой борьбы.

То есть — техника динамической борьбы с приемами мгновенного выведения из равновесия: «сбил да поволок, ажно брызги в потолок». Очевидец так говорит:

«Начинают они борьбу кулаками, а вскоре без разбору и с великой яростью бьют ногами по лицу, шее, груди, животу и детородным частям и вообще, каким только можно способом они поражают других, состязаясь в победе так, что часто их уносят оттуда бездыханными…»
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Теперь, когда понимание сложилось, что перед нами, — включаем воображение. Представляем, насколько смертоносен такой (пусть даже средних талантов) боец в реальном вооруженном столкновении. С массивным ножом и топориком, да хоть мечом (если богат). Ворвавшийся в толпу или воинский строй… А если такими «народными» навыками обладают почти все поголовно? Что-то слишком опасное «сиволапое ополчение» получается…

«Стеношные навыки». Как проходили бои «стенка на стенку» — все себе представляют, очевидно. Или могут прочитать на канале, да хоть где угодно. Напомню лишь правила боев, поскольку важно: присевшего, осевшего и лежачего не бить, в спину не бить, «закладок» в руках не иметь, не захватывать одежду противника. Иногда действовали дополнительные ограничения: «по рылам не бить», «ногами не бить», «с крыла не бить», «не бить с подножкой»…

В этих запретах очевидный воинский смысл заложен, а не соображения какой-то безопасности. «В спину не бить» — это прямое указание к тому, что нельзя ломать строй. Не бросаться вдогон и не оборачиваться в сторону прорвавшегося противника. Строй тяжелой славянской пехоты, судовой рати, ополчения городского — это слаженный механизм. Во время кулачного боя особо ретивых и прорвавшихся внутрь — принимали на свои кулаки «забойщики», «записные» или «надежи-бойцы». Лучшие из лучших. В бою — дружинная «гридь» и наиболее опытные «русские триарии».

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Теперь к задачам «стены». Мало кто из исследователей обращает внимание на один, вроде бы не совсем логичный, аспект «народной забавы». На цель конечную. Зачем нужно было обратить противника в бегство (или хотя бы вынудить его к отступлению)? С извечным призывом «стеношных» бойцов: «Ни шагу назад!»

По правилам, «стенка» считалась проигравшей — если уступала противнику «поле». Территорию, на которой можно было вести бой. Для победы нужно было загнать врага за границу поля, будем считать с боевой точки зрения — «захватить знамя», «поразить полководца». Не знаю, когда это появилось и где взялось в нынешних интернетах: выигрывала та «стенка», которая прорвется через другую. Прорвать строй — это пара пустых, на минуточку. Тем более — кулачных бойцов. И это делалось обязательно, в первые же секунды боя.

«Забойщики» выполняли две функции. Являлись последним резервом — раз. И были обязаны нейтрализовать таких же лучших громил соперника. Как только представлялась возможность, они (закусив зубами шапку) прорывали «стену» противника, выбивая по несколько бойцов сразу. Там их встречали такие же «надежи-бойцы» или «забойщики».

Между этими ватагами (если кто смог на прицепе проскочить с лидерами) начинался индивидуальный бой, по другим правилам. Не «стеношным». Это были скоротечные жестокие схватки профессионалов, самое «вкусненькое» для зрителей. А тем временем плотные ряды остальных бойцов вытесняли более слабую «стенку» к заветной победной черте.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Боевое применение. Это касается техники «прорыва». Часто «забойщики» проходили сквозь строй соперников без видимых осложнений. Обе «стенки» мгновенно смыкались, чтобы не создавать очевидных коридоров для последователей или желающих воспользоваться прорехой. Жизненный навык — мгновенно закрывать неизбежные «дыры» во время реальных схваток. Но…

Очевиден уникальный фактор атаки из глубины строя. Ничего подобного вы не найдете в тактиках любой тяжелой пехоты (разве что ландскнехты Ренессанса выпускали с огромными двуручными мечами своих доппельсолднеров). Русский пехотный строй мог же «взрываться» такими пробоями многократно, в самых неожиданных местах. Наиболее подготовленная пешая «гридь» просто разрывала построения врага за дюжину ударов сердца. Оказываясь в тылу и устраивая беспощадную резню.

Русский пехотный строй был более устойчив, поскольку «забойщики» в полном доспехе или дедовой кольчужке всегда рады были встретить незваного гостя в задних рядах. А остальные на это не обращали внимания. Их дело — «Ни шагу назад!» и плечом к плечу смыкаться. На уровне рефлексов, отточенных годами кулачных боев…

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

На сегодня пока всё. Но рассказ не окончен. Следующий материал — об эволюции военного дела: от раннеславянского периода — до дружинного. Там тоже часто будем вспоминать навыки русского кулачного боя, что с детских лет формировали опасного и стойкого воина... В его любимой стихии — ближнем бою.

-9