Об одной из последних ролей Жана Габена
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Казалось бы, все фильмы с участием Жана Габена хорошо известны. Оные ещё во времена СССР пользовались «спросом» у нас в стране, ибо этого актера с простым и мужественным лицом очень любили. Однако был фильм, который в Советском Союзе не любили вспоминать. Уж слишком он был неоднозначным. Да и зрителю пришлось бы объяснять многие вещи, в частности, почему в кинокартине не был дан ответ на самый важный (казалось бы) вопрос.
Мы говорим о кинофильме 1973 года «Дело Доминичи». Фильм очень сложно охарактеризовать каким-то одним словом. Поскольку зрителю так и не было сказано, кто есть преступник, то это никак не детектив. В ленте есть и элементы судебной драмы, и психологического триллера, и документального расследования. Всего того, что мы привыкли соотносить с нуаром, хотя в данном случае фильм весьма отличается от привычных многих криминальных картин Франции.
Ещё в основе сюжета - совершенно реальная и очень трагическая история. Она случилась в 1952 году в Провансе. В этих краях уже более семи лет нет войны, хотя её следы можно наблюдать во многих местах. В горной деревушке оказывается семья английских туристов: папа, мама и десятилетняя девочка. Ночью многие слышат выстрелы. А на утро найдены тела убитых туристов. Никто и предложить не может, кто на них напал. Но местные не привыкли болтать
В этих краях вообще люди не привыкли говорить много. В годы войны здесь были партизанские края, в некоторые уголки не рисковали заглядывать даже немцы. Здесь властвовало семейство Доминичи: отец-патриарх, девять сыновей и шестнадцать внуков. У каждого из них есть где-то спрятанное оружие, хотя они должны были сдать оное после окончания войны. Кто-то из них браконьерит, кто-то помогает местным коммунистам. Жандармов и полицейских, ведущих расследование, встречают холодно.
В этом большое семейство Гастона Доминичи (его как раз играет Жан Габен) чем-то напоминает «мафиозную семью». Большие общие обеды, торжество патриархального устоя, каждый кого-то в своё время убивал. И каждый хранит обет молчания. В этих краях вообще не принято много говорить – ибо болтливые долго не живут. В этом фильме впервые показано (пусть и осторожно), что после войны могли устранять просто неугодных. Достаточно обвинить кредитора, надоевшего супруга или раздражающего соседа, что он был «пособником» и тот может пропасть без следа
Может быть, именно по причине повального молчания, полиция никак не может напасть на след убийцы. Сроки поджимают, политики требуют «решения проблемы». И тогда в тюрьму бросают одного из старших сыновей Гастона Доминичи. Именно он обнаружил тела погибших. И его обвинили в том, что он не помог умирающей девочка. Дальше - больше. Полиция начинает буквально изводить большое семейство, так как понятно, что те что-то недоговаривают.
В итоге, дабы отвязаться от полиции, старшие сыновья решают оговорить отца. Мол, он старый – сему всё равно. Явно, что они кого-то покрывают, но кого - ответа вам так и не дадут. Для пожилого Гастона подобное поведение сыновей становится страшным ударом. Уже в зале суда он бросает им в лицо: «Я воспитал подонков, я отрекаюсь от них». Гастон мучительно пытается понять, когда же он допустил ошибку.
Он дважды повторяет фразу: «Я чего-то не понял». Первый раз, когда ни за что арестовали его сына, второй раз, когда без каких-либо улик и доказательств, просто по оговору, его, старика приговорили к смерти. К слову сказать, финал фильма – это не конец истории. P.S. Габен поразительно убедителен. А ещё ему очень хорошо с усами. Фильм вы можете посмотреть ещё ради того, чтобы увидеть совсем молодого, худого и неизвестного широкой публике Жерара Депардье – он играет внука Гастона Доминичи