Сегодня мы завершаем наше путешествие по Фонду редкой книги Государственного музея истории религии. Будем признательны, если вы оставите свои комментарий о том, какие издания произвели на вас наиболее впечатление. Хотелось бы узнать еще?
Книга явилась непосредственным поводом к Расколу русской церкви, который, вполне естественно для средневековья, повлек за собой раскол русского общества на два противоборствующих лагеря. За чисто религиозными противоречиями между ними, как известно, стояли гораздо более глубокие, социальные противоречия. Отказавшись от принятия новоисправленных книг, старообрядчество в условиях монополии Российского государства на книгоиздательство, преследования староверческого движения, истощения по разным причинам фондов дореформенных изданий и невозможности их восстановления только путем переписки книг, стало искать пути пополнения своих книжных богатств типографским способом. Результатом их усилий явилось создание старообрядческой печатной книги - первой в России печатной нелегальной, бесцензурной литературы.
Началом старообрядческого книгопечатания принято считать 1701 год, когда впервые в пореформенный период был напечатана неисправленная книга «Часовник». Согласно выходным данным книга была издана в Могилеве, где в указанный период существовала только одна типография – Богоявленского православного братства, сданная в аренду печатнику и граверу Максиму Вощанке. Однако исследователи сомневаются в том, что на первых могилевских старообрядческих изданиях указано реальное время издания – так «Часовик» (1701) и «Псалтырь» (1705) скорее всего было изданы в 1733 году, а «Псалтырь» (1711) и «Часовник» (1713) вообще в семидесятых годах XVIII века.
Значительную роль в организации издания старообрядческих книг сыграли униатские базилианские монастыри. Созданные и существовавшие во многом благодаря поддержке польских королей и ордена иезуитов, они столкнулись с серьезными идеологическими и финансовыми проблемами после 1772 года, когда произошел первый раздел Речи Посполитой, а Общество Иисуса было упразднено. Оказавшись на грани исчезновения, монастыри были вынуждены перепрофилировать свои типографии на производство коммерчески выгодной продукции, что, естественно, не могло не привлечь старообрядцев.
Так крупным центром старообрядческого книгопечатания стала типография Супрасльского Благовещенского монастыря – из немногим более трехсот старообрядческих изданий XVIII века примерно четверть была напечатана именно здесь. Это учебная литература, литургические и «четьи» (т.е. для домашнего чтения) книги, среди которых были как произведения древнерусской, так и ранней старообрядческой книжности – апокрифические, исторические, полемические и житийные. В целом супрасльские издания стремились как можно точнее следовать московским «дониконовским» образцам книжной печати. Особенно часто печатались сборники, сочетавшие сразу несколько произведений разной направленности – один из таких сборников, напечатанный около 1789 года, получил среди старообрядцев название «исторической книги» благодаря включенной в его состав «Истории о отцех и страдальцех соловецких» Семена Денисова, воспевающей «стастотерпческие подвиги, мужество, страдание и многотомленную смерть за истину».
Ситуация, сложившаяся в Речи Посполитой в последней четверти XVIII в. сделала возможными контакты старообрядцев не только с униатскими типографиями, но и со светскими – например, с казенной королевской типографией в Гродно. В период с 1781 по 1792 год по заказам старообрядцев здесь было напечатано более двух десятков книг. Необходимые для их издания шрифты и орнаментику изготовили специально, в подражание московским первой половины XVII в., и, по-видимому, также в Гродно. Вместе с тем, в гродненских изданиях можно обнаружить заставки, исполненные в польской манере. В репертуаре гродненской типографии обращает на себя внимание большое количество книг, важных для старообрядцев в идеологическом отношении – «Катехизис» Лаврентия Зизания, «Кириллова книга», «Книга о вере» и т.д.
Указ Екатерины II от 15 января 1783 года «О вольных типографиях» стал своеобразным триггером для организации типографий на частной основе, в том числе специализирующихся на старообрядческой литературе. Одними из первых, кто воспользовался нововведением, стали купцы Василий и Яков Железняковы, которые вместе с партнером Дмитрием Рукавишниковым организовали в Клинцах, одном из центров стародубских староверов, типографию, где начали издавать старообрядческую литературу. До 1785 года, не имея разрешения на издание богословской литературы, они печатали книги подпольно; после получения разрешения стали указывать на книгах свои имена. В 1787 году указом Синода деятельность типографий была запрещена, а часть оборудования конфискована. Всего за легальный период деятельности типографии было напечатано около 40 изданий.
Старообрядческая печатная книга, вызванная к жизни потребностями старообрядцев, сохранила и донесла традиции древнерусского книгопечатания вплоть до XX в. Она и до сих пор продолжает существовать в живой культурной традиции определенных слоев населения нашей страны и за ее пределами.