Как ребенка - разбудить, собрать и отправить в школу вовремя и с хорошим настроением?
Если с течение учебного года у Вас дома по утрам раздается крик: будить ребенка с понедельника по пятницу - сумасшедшая задача, значит эта статья для Вас!
Почему вставать утром перед школой так сложно?
Родители просыпаются сами, нужно успеть переделать много дел за короткий отрезок времени. В условиях этого жёсткого лимита времени нежелание чада идти в школу может превратить утро - в кошмар!
Такая ситуация может встретиться в любой семье, но особенно она может возникнуть в семье с ребенком, имеющим психологические сложности, такие как повышенную тревожность или СДВГ. От жесткого напора родителя о том, что нужно сделать (встать, умыться, позавтракать и все это нужно сделать быстро, прямо сейчас) могут только войти в состояние стресса и наоборот крайне медленно и неэффективно начать делать все то, что от них требуется.
Если ребенок находится в аутистическом спектре, утренние часы могут быть более жесткими из-за необходимости жесткого соблюдения ритуалов. А если его родители захотят, чтобы он был гибким и выполнил сегодня задания не по порядку, то это вообще может привести к большому конфликту.
Кроме того, многие дети испытывают трудности с переключением от одной деятельности к другой, независимо от того, есть ли них такие диагнозы, как СДВГ и аутизм или нет.
Про помощь ребенку при переключении с одной деятельности на другую можете прочитать в предыдущей статье.
Если вечером ещё можно как-то обойти острые углы, тем, что просто больше позволить ребенку, то утро не располагается такой роскошью.
Если ребенок выходит из дома утром после стрессовой ситуации, да еще и без нужной обуви, тетрадки, домашнего задания или без завтрака, это далее по цепочке может поспособствовать возникновению проблем в школе.
А если ребенок опаздывает в школу то и родитель часто опаздывает на работу...
Итак, что же делать родителям, чтобы они оба вышли за дверь вовремя и как можно меньше при этом конфликтовали?
Планируйте заранее
Наверное, все об этом уже слышали, но все ли в этом направлении Вы делаете?
Во-первых, еще раз продумайте все ли что можно перенести на вечер у Вас перенесено?
Например, приготовить завтрак (хотя бы частично), организовать рюкзаки, разложить одежду. А главное, проговорите вечером с ребенком, что нужно будет сделать утром!
Также полезно разбить задачи на очень маленькие шаги, а затем отметить, насколько хорошо ребенок пытается с ними справиться. У Вас будет больше поводов искренне похвалить ребенка.
Детям постарше помогите разработать "организационный план" - список, который они могли бы проверить и убедиться, что каждый шаг завершен. Мы все более эффективны, когда мы очень ясно представляем себе, какие шаги нам, предстоит предпринять.
Снизьте ожидания
Расставьте приоритеты основных шагов - то, что должно быть сделано - против шагов "глазурь на торте", по крайней мере, на первых порах.
Что именно является самым необходимым?
Выполните утром 3 вещи: ребенок, по крайней мере, полностью одет, у него есть что-то в животе и он почистил зубы.
Как только основные шаги войдут в привычку, Вы сможете сосредоточится на "глазури", например, задумаетесь на том, как научить ребенка заправлять свою кровать или нужным образом убирать свои вещи и т.д.
Используйте визуальные подсказки
Особенно этот совет будет полезен родителям младших детей, или детей, имеющих СДВГ или другие расстройства поведения.
Визуальное представление порядка действий помогает из запомнить и со временем начать самостоятельно выполнять их. Такие подсказки могут включить красиво оформленные расписания или фотографии целенаправленного поведения, например, фотографию ребенка, чистящего зубы возле раковины.
У нас в группе Вы можете скачать алгоритм утренних дел, а также пустые формы, которую ребенок может заполнить сам, бесплатно по промокоду "осенние алгоритмы".
Создайте стимулы
Например, Вы можете договориться, что если ребенок встанет в определенное время, соберет все свои вещи и выйдет вовремя в школу, то вечером Вы с ребенком зайдет в кафе, или прогуляетесь вместе или выполнится еще какое-либо его желание. Важно, при выборе желаемого для ребенка "приза" больше уделять внимания возможности вашего общения - чем замыкание на игрушках или компьютерных играх.
А также выполнение желаемого может происходить после накопленного числа "фантов". Чем младше ребенок, тем важнее делить поощрения на более мелкие задачи. Нужно обязательно поощрять каждое выполненное.
Сохраняйте спокойствие
Когда родители сталкиваются с неровностями на дороге и вспыльчивы, им нужно подумать о способности деэскалации ситуации, поскольку споры отвлекают и могут повредить отношениям с детьми, а также еще больше замедлить процесс создания полезных привычек. Есть несколько способов, которыми родители могут попытаться деэскалировать ситуацию, например:
- Говорите спокойным тоном;
- Не ожидайте многого, особенно в начале пути;
- Продолжайте хвалить даже за небольшие усилия ребенка, вместо того, чтобы сосредотачиваться на том, что ребенок не делает;
- Не получилось сейчас, подумайте о следующем шаге процесса;
- Следите за призом - этот инструмент можно применять, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Это также помогает принять, что по крайней мере, в краткосрочной перспективе, все может быть не идеально, но что, придерживаясь поведенческих стратегий, ситуация может улучшиться.
В ситуации, когда каждый день или утро у Вас не может пройти без конфликтов, криков или даже драк, не тяните, обратитесь лучше за профессиональной помощью. Вы можете записаться на бесплатную он-лайн консультацию, где для себя проясните с чем именно могут быть связаны сложности в воспитании Вашего ребенка и определить для себя какие есть пути выхода в Вашей ситуации. т.+7(903)628-38-75