Найти в Дзене
Валерий Бо | Graphica Club

«Странные американцы» в графике Пегги Бэкон – одной из вольнодумниц своего времени

Оглавление

Наблюдательная и самоироничная, слегка экстравагантная и язвительная, проницательная и решительная – Пегги Бэкон никогда не примыкала ни к каким художественным течениям и не вступала ни в какие объединения. Как она сама говорила в поздние годы: «Я всегда просто шла своей дорогой.» Однако можно сказать, что, в каком-то смысле, она была причастна к искусству в самого раннего детства.

Пегги Бэкон "Dance at the League" 17.7 x 25.3 см, 1919 г., сухая игла
Пегги Бэкон "Dance at the League" 17.7 x 25.3 см, 1919 г., сухая игла

Судьбе было угодно явить Пегги на свет в семье художников. Первые рисунки она стала делать в полуторагодовалом возрасте, и родители всячески поощряли эти занятия, предоставляя дочери лучшие материалы и кисти. Её отец был очень начитанными общительным человеком и дом посещало много людей из арт-среды.

Пегги росла под присмотром гувернантки и в силу того, что мать не доверяла школам, к ней приходили преподаватели. С ними она постигала латынь, греческий, мифологию, географию древнего мира и древнюю историю. Когда в четырнадцать лет ей всё же пришлось пойти в школу, она освоила недостающих предметы по ускоренной программе.

Пегги Бэкон "The Sketch Class" 15.5 x 20.1 см, 1919 г., сухая игла
Пегги Бэкон "The Sketch Class" 15.5 x 20.1 см, 1919 г., сухая игла

Хотя родители не были богатыми, они много странствовали. Семья перемещалась не только по Штатам, но также они были на Багамах, провели несколько лет во Франции и какое-то время жили в Лондоне. В свои взрослые годы Пегги уже никогда столько не путешествовала.

Учёба и личные связи

Окончание школы в 1913 году совпало со смертью отца и необходимостью начать профессиональное обучение. Пегги точно знала, что хочет заниматься изобразительным искусством. Состоятельные друзья её родителей оплатили учёбу в School of Applied Design for Women, но там ей совершенно не понравилось. Она отзывалась о ней так: «самое чопорное, самое глупое место на свете.» Поэтому спустя всего несколько недель целеустремлённая ученица перевелась в School of Fine and Applied Arts, где изучала рисунок и иллюстрацию.

Но дольше всего, с 1915 по 1920, Бэкон оставалась в Art Student League в Нью-Йорке. Это место удивительным образом переплелось с её судьбой. Здесь учились и познакомились друг с другом родители Пегги. Здесь же она встретилась со своим будущим мужем, который в 20-е и 30-е годы был весьма известным в Америке живописцем. А в коне 30-х и 40-х она сама здесь преподавала.

Время проведённое в Art Student League стало одним из самых важных в жизни художницы. В учебном заведении она встретила друзей и единомышленников, со многими из которых продолжала отношения десятилетиями.

Пегги Бэкон "Moving to 8th Street"  15.2 x 20.0 см, 1920 г., сухая игла
Пегги Бэкон "Moving to 8th Street" 15.2 x 20.0 см, 1920 г., сухая игла

Лига была и остаётся настоящей кузницей арт-кадров. В разное время здесь преподавали и учились самые известные американские мастера искусства. Стоит сказать, что среди наставников нашей студентки были такие мэтры, как Джордж Беллоуз, Джон Слоун, Кеннет Хейс Миллер и некоторые другие.

Вероятно, благодаря этим обстоятельствам и личным качествам Бэкон была знакома и связана творческой деятельностью со многими значительными художниками, галеристами и издателями не только своего времени, но и людьми мира искусства другого поколения.

Её поразительной включённости в эту среду в 2012 году даже была посвящена специальная выставка «Six Degrees of Peggy Bacon».

От живописи к графике и обратно

Свою первую, хотя и не персональную, выставку Бэкон провела уже в 1914 году. Работы неплохо продались и на эти деньги она смогла финансировать своё дальнейшее пребывание в Лиге.

Несмотря на то, что она изучала живопись и в то время здесь не было курса печатной графики, она самостоятельно освоила технику сухой иглы. И в дальнейшем ещё с несколькими студентами продолжала поиски именно в этом направлении.

Пегги Бэкон "The Clinic" 12.5 × 17.5  см, 1932 г., офорт
Пегги Бэкон "The Clinic" 12.5 × 17.5 см, 1932 г., офорт

В 1919 году печатные работы Пегги были представлены на двух национальных выставках и опубликованы в журнале World Magazine. А Бостонское издательство выпустило её первую книгу «Истинный философ и другие кошачьи сказки". О литературном потенциале нашей героини говорит то, что в 1953 году её книга «Внутренний взор» получила премию Эдгара Аллана По.

С начала 20-х годов произведения Пегги Бэкон в технике сухой иглы выставлялись во многих престижных галереях Нью-Йорка. Но всплеск интереса к автору произошёл после выхода в 1934 году сборника карикатур на самых известных современников – «Off With Their Heads».

Пегги Бэкон "Close Quarters" 12.5 x 17.7 см, 1932 г., сухая игла
Пегги Бэкон "Close Quarters" 12.5 x 17.7 см, 1932 г., сухая игла

За свою жизнь она написала более десятка книг, сопроводив их собственными иллюстрациями. Некоторые из них неоднократно переиздавались. До конца 60-х годов она оставалась в числе самых востребованных иллюстраторов. Включая собственные литературные труды, художница проиллюстрировала около 60 произведений. Также с ней охотно работали журналы, среди которых популярный Vanity Fair и престижный The New Yorker.

Пегги Бэкон "The Supply Store", сухая игла
Пегги Бэкон "The Supply Store", сухая игла

В 1953 она прекратила заниматься печатной графикой и обратилась к живописи. В 1961 году покинув Нью-Йорк, перебралась к семье сына в штат Мэн. Здесь она жила до 1987 года. В преклонные годы её зрение ослабло, и она занималась любимым делом только при хорошем освещении и с увеличительным стеклом.

Пегги Бэкон ушла в возрасте 91 года, разделив судьбу многих графиков, интерес к которым угас в пятидесятые и начал возникать с новой силой спустя десятилетия. О причинах этого явления я уже писал на своём канале в нескольких статьях. Сейчас печатные работы художницы представлены в большинстве главных и многих региональных музеях Северной Америки.

© Валерий Бо

Любезно оставляйте знаки вашего внимания, комментарии и подписывайтесь на мой канал.