Наблюдательная и самоироничная, слегка экстравагантная и язвительная, проницательная и решительная – Пегги Бэкон никогда не примыкала ни к каким художественным течениям и не вступала ни в какие объединения. Как она сама говорила в поздние годы: «Я всегда просто шла своей дорогой.» Однако можно сказать, что, в каком-то смысле, она была причастна к искусству в самого раннего детства.
Судьбе было угодно явить Пегги на свет в семье художников. Первые рисунки она стала делать в полуторагодовалом возрасте, и родители всячески поощряли эти занятия, предоставляя дочери лучшие материалы и кисти. Её отец был очень начитанными общительным человеком и дом посещало много людей из арт-среды.
Пегги росла под присмотром гувернантки и в силу того, что мать не доверяла школам, к ней приходили преподаватели. С ними она постигала латынь, греческий, мифологию, географию древнего мира и древнюю историю. Когда в четырнадцать лет ей всё же пришлось пойти в школу, она освоила недостающих предметы по ускоренной программе.
Хотя родители не были богатыми, они много странствовали. Семья перемещалась не только по Штатам, но также они были на Багамах, провели несколько лет во Франции и какое-то время жили в Лондоне. В свои взрослые годы Пегги уже никогда столько не путешествовала.
Учёба и личные связи
Окончание школы в 1913 году совпало со смертью отца и необходимостью начать профессиональное обучение. Пегги точно знала, что хочет заниматься изобразительным искусством. Состоятельные друзья её родителей оплатили учёбу в School of Applied Design for Women, но там ей совершенно не понравилось. Она отзывалась о ней так: «самое чопорное, самое глупое место на свете.» Поэтому спустя всего несколько недель целеустремлённая ученица перевелась в School of Fine and Applied Arts, где изучала рисунок и иллюстрацию.
Но дольше всего, с 1915 по 1920, Бэкон оставалась в Art Student League в Нью-Йорке. Это место удивительным образом переплелось с её судьбой. Здесь учились и познакомились друг с другом родители Пегги. Здесь же она встретилась со своим будущим мужем, который в 20-е и 30-е годы был весьма известным в Америке живописцем. А в коне 30-х и 40-х она сама здесь преподавала.
Время проведённое в Art Student League стало одним из самых важных в жизни художницы. В учебном заведении она встретила друзей и единомышленников, со многими из которых продолжала отношения десятилетиями.
Лига была и остаётся настоящей кузницей арт-кадров. В разное время здесь преподавали и учились самые известные американские мастера искусства. Стоит сказать, что среди наставников нашей студентки были такие мэтры, как Джордж Беллоуз, Джон Слоун, Кеннет Хейс Миллер и некоторые другие.
Вероятно, благодаря этим обстоятельствам и личным качествам Бэкон была знакома и связана творческой деятельностью со многими значительными художниками, галеристами и издателями не только своего времени, но и людьми мира искусства другого поколения.
Её поразительной включённости в эту среду в 2012 году даже была посвящена специальная выставка «Six Degrees of Peggy Bacon».
От живописи к графике и обратно
Свою первую, хотя и не персональную, выставку Бэкон провела уже в 1914 году. Работы неплохо продались и на эти деньги она смогла финансировать своё дальнейшее пребывание в Лиге.
Несмотря на то, что она изучала живопись и в то время здесь не было курса печатной графики, она самостоятельно освоила технику сухой иглы. И в дальнейшем ещё с несколькими студентами продолжала поиски именно в этом направлении.
В 1919 году печатные работы Пегги были представлены на двух национальных выставках и опубликованы в журнале World Magazine. А Бостонское издательство выпустило её первую книгу «Истинный философ и другие кошачьи сказки". О литературном потенциале нашей героини говорит то, что в 1953 году её книга «Внутренний взор» получила премию Эдгара Аллана По.
С начала 20-х годов произведения Пегги Бэкон в технике сухой иглы выставлялись во многих престижных галереях Нью-Йорка. Но всплеск интереса к автору произошёл после выхода в 1934 году сборника карикатур на самых известных современников – «Off With Their Heads».
За свою жизнь она написала более десятка книг, сопроводив их собственными иллюстрациями. Некоторые из них неоднократно переиздавались. До конца 60-х годов она оставалась в числе самых востребованных иллюстраторов. Включая собственные литературные труды, художница проиллюстрировала около 60 произведений. Также с ней охотно работали журналы, среди которых популярный Vanity Fair и престижный The New Yorker.
В 1953 она прекратила заниматься печатной графикой и обратилась к живописи. В 1961 году покинув Нью-Йорк, перебралась к семье сына в штат Мэн. Здесь она жила до 1987 года. В преклонные годы её зрение ослабло, и она занималась любимым делом только при хорошем освещении и с увеличительным стеклом.
Пегги Бэкон ушла в возрасте 91 года, разделив судьбу многих графиков, интерес к которым угас в пятидесятые и начал возникать с новой силой спустя десятилетия. О причинах этого явления я уже писал на своём канале в нескольких статьях. Сейчас печатные работы художницы представлены в большинстве главных и многих региональных музеях Северной Америки.
© Валерий Бо
Любезно оставляйте знаки вашего внимания, комментарии и подписывайтесь на мой канал.