Найти в Дзене
Navygaming Channel

Взгляд морских офицеров: линкор или линейный крейсер?

Опаздывая на несколько лет от Великобритании, Германии и США в дредноутской гонке французы все еще не оставляли надежды восполнить упущенное, достаточно познакомиться с их Программа военного кораблестроения 1912 года чтобы сделать такой вывод. При этом не забыли во Франции и про линейные крейсера, хотя и на уровне концепции.

Проекты французских линейных крейсеров, как было отмечено ранее (в предыдущей публикации) разрабатывались инициативными группами, и результатами работы одной из них мы уже познакомились - линейным крейсером проекта инженера П.Гилля. Другие несколько проектов были представлены морскими офицерами- выпускниками военно-морской академии. Представленный на рассмотрение военно-морскому руководству Франции проекты являлся темой дипломной работы для группы офи­церов. Целью работы было решение проблемы усиления французс­кого флота, исходя из предпосылки: «Определить характеристики нового типа кораблей, которые должны быть заложены после пяти дредноутов типа «Нормандия», предполагая, что текущая программа из 28 линейных кораблей закончена». То есть переходить к постройке линейных крейсеров французы планировали уже после реализации своей амбициозной Программы 1912 года.

В конечном виде проектируемый корабль должен был обладать наилуч­шими боевыми и тактическими характеристиками и стать наиболее мощным из своих современников - как французских, так и иностранных. Надо сказать очень оптимистичное заявление, особенно для страны, которая серьезно отставала в строительстве дредноутов, и не имела ни одного линейного крейсера в строю. Оговаривалось, что подобное качество корабля должно быть достигнуто не обязательно прямым увеличением огневой мощи, скорости и защиты (и, соответственно,- и водоизме­щения). Превосходство нового французского корабля над подобными в других странах могло быть обеспе­чено за счет улучшения некоторых из этих характери­стик - в совокупности с какой-либо новой тактикой или доктриной использования нового корабля - можно предположить, что этой характеристикой стало уникальное четырехорудийное размещение артиллерии в башнях французских линкоров.

Из разнообразных работ, представленных слушателями военно-морской академии в начале 1913 года, до наших лет сохранился только один проект, названный позже по имени автора - Дюран-Виля (будущего адмирала и начальника Морского генерального штаба), но о нем чуть позже. Однако есть еще один документ, являющийся общим анализом этих работ, подготовленный морским Гене­ральным штабом (четвертый отдел) в июне 1914 года, когда рассмотрение нового типа крупного корабля пе­решло в высшие эшелоны управления. Основываясь на этом документе можно указать основные положе­ния представленных слушателями академии проектов, которые можно сопоставить с сверхдредноутами типа «Лион». Из этого же документа можно вывести коммента­рии и заключения Генерального штаба в отношении проектов, а также сделать некоторые предположе­ния, насколько проекты совпадали со взглядами мор­ского Генерального штаба на будущее французско­го флота.

Линейный корабль "Лион" - игровая модель WoWS
Линейный корабль "Лион" - игровая модель WoWS

Все офицеры (за исключением двух) исходили из требования нормального водоизмещения около 27.500 тонн - в любом случае, это была базовая цифра, пред­ложенная слушателям академии. Все офицеры оста­новили свой выбор на линейном корабле (только один офицер выбрал класс линейного крейсера - это был лейтенант Дюран-Виль).

Четверо однокурсников Дюран-Виля обратились к «мощному» типу линейного корабля, хорошо защищен­ного и вооруженного, но не более быстроходного, чем все их современники. Остальные двенадцать офице­ров посчитали более необходимым класс быстроход­ного линкора с боевой скоростью 24-25 уз­лов. Вооружение и защита кораблей этих проектов соответствовали уровню последних французских дред­ноутов. Вероятнее всего, это были проекты кораблей, наиболее близкие духу того времени, и на строительстве которых шестью месяцами позже, в июне 1913 года, настаивал Уинстон Черчилль, в будущем Пер­вый Лорд адмиралтейства. В своей речи перед бри­танским парламентом Черчилль отмечал, что: «Адми­ралтейство хочет строить корабли, менее быстроход­ные, чем самые последние линейные крейсеры, но со скоростью, достаточной, что бы догнать любой линей­ный флот, который они смогут встретить в ближай­шие несколько лет...»

По мнению будущих выпускников академии, быстроходные линкоры могли быть использованы как мощ­ная маневренная сила. Их скорость должна быть достаточной, чтобы выполнять фланговые маневры относительно 20-узловой эскадры и, наоборот, охватыва­ющих маневров линейных крейсеров. Напомним, что это был 1913 год, и такие требования в тот период были довольно "смелыми", но вполне обоснованными.

"Если решено потратиться на быстроходный тяжеловооруженный корабль, и заплатить намного больше, чем стоит ваш лучший линкор, то уж лучше защитить его самой тяжелой броней. Вы получите корабль, который может действительно стоить в полтора раза больше, чем линкор, но который во всяком случае сможет делать все. Вкладывать стоимость первоклассного линкора в корабль, который не может противостоять в тяжелом бою, - есть ошибочная политика. Лучше потратить дополнительные деньги и иметь то, что вы на самом деле хотите. Другими словами, линейный крейсер должен быть заменен быстроходным линейным кораблем, несмотря на высокую стоимость".
У.Черчилль "Мировой кризис".

Как видим британцы "наигрались" с линейными крейсерами еще в 1912-1913 годах, что чуть позже и было доказано в боях Первой мировой, перейдя к быстроходным линкорам типа "Куин Элизабет". Но французы пока еще находились на стадии обосновании подобных решений.

Линкор "Куин Элизабет" - "мечта" французского морского офицера
Линкор "Куин Элизабет" - "мечта" французского морского офицера

Наиболее спорным оказался вопрос о главном воо­ружении будущих линкоров, причем в отношении ка­либров разногласий почти не было - либо 380 мм., либо побольше стволов, но 340 мм. Проекты отличались в основном распределением орудий в башнях и, особен­но, размещением самих башен на корабле. В зависимости от скорости корабля предлагалось несколько вариантов его размещения. Проектирование линейных кораблей с обычной для того времени скоростью (20-21 узел) поддержали в своих проектах четверо офицеров, предложивших 4 варианта.

1 вариант: водоизмещение 32 000 т, 10-380-мм орудий в пяти двухорудийных башнях; 2 вариант: водоизмещение 29 000 т, 9-380-мм орудий в трех трехорудийных башнях; 3 вариант: водоизмещение 30 000 т, 16-340-мм орудий в четырех четырехорудийных башнях; 4 вариант: водоизмещение и вооружение как у линкора «Нормандия» (25230 т, 12-340-мм орудий в трех четырехорудийных башнях)

В тоже время большинство авторов проектов (12 человек) придерживалось взглядов на перспективность быстроходных линкоров. Из этого числа проектов семь офицеров считали возможным сохранить главное вооружение и его размещение как на «Нормандии», а остальные предлагали иные варианты.

Схема бронирования цитадели линейного корабля типа "Нормандия"
Схема бронирования цитадели линейного корабля типа "Нормандия"
5 вариант: водоизмещение 27 500 т, 10-380-мм орудий (две четырехорудийных башни в оконечностях, одна двухорудийная башня возвышенно над носовой четырехорудийной); 6 вариант: водоизмещение 27 500 т, 10-380-мм орудий (две четырехорудийных башни в оконечностях, одна двухорудийная башня в середине корабля); 7 вариант: водоизмещение 27 500 т, 14-340-мм орудий (две четырехорудийных башни в оконечностях, две трехорудийных башни в середине корабля); 8 вариант: водоизмещение 27 500 т, 14-340-мм орудий (три четырехорудийных башни как на «Нормандии», одна двухорудийная башня возвышенно над носовой четырехорудийной); 9 вариант: водоизмещение 27 500 т, 14-340-мм орудий (три четырехорудийных башни как на «Нормандии», одна двухорудийная башня возвышенно над кормовой четырехорудийной)

И проект линейного крейсера представил только Дюран-Виль, причем остановившись на калибре 340-мм, он считал более лучшим увеличить калибр до 370-мм.

10 вариант: водоизмещение 27 500 т, 8-340-мм орудий (две четырехорудийных башни)

Таким образом, основываясь на приведенных цифрax, можно отметить, что абсолютное большинство офицеров - проектантов остановили свой выбор на ка­либре главного вооружения 340 мм. По их мнению этот калибр позволял вести эффективную стрельбу и достигнуть решающих результатов на дистанциях, являющихся пределом видимости на Средиземном море в благоприятную погоду. Также утверждалось, что дис­танции боя около 15 000 метров не станут средними боевыми дистанциями, на которые нужно будет опи­раться при определении тактики боя и произведения расчетов. Предполагалось, что флагманы, вдохновлен­ные поддержанием наступательного духа, не будут выбирать такие большие расстояния.

Размещение артиллерии ГК на линкоре "Лион" не осталось без внимания офицеров-проектировщиков
Размещение артиллерии ГК на линкоре "Лион" не осталось без внимания офицеров-проектировщиков

Однако, можно предполагать, что здесь имела ме­сто и некоторая нерешительность к переходу на более крупные калибры, так как этот путь считался эффек­тивным только в случае, если не влек за собой замет­ного уменьшения числа орудий, и, следовательно, тре­бовал кардинально нового подхода к взглядам на ве­личину кораблей; иначе говоря, требовалось резкое увеличение водоизмещения при лишь незначительном уменьшении числа орудий. Для Франции, не имевшей крупных ремонтных доков, увеличение водоизмеще­ния кораблей влекло за собой множество различных проблем, связанных с обслуживанием и эксплуатаци­ей таких больших кораблей. В этом отношении вопрос оставался открытым еще достаточно долгое время.

Схема бронирования линейного корабля типа "Лион" (по игровой модели WoWS)
Схема бронирования линейного корабля типа "Лион" (по игровой модели WoWS)

Более единодушны были взгляды на защиту кораб­лей. Подытоживая все особенности проектов морской Генеральный штаб в указанном документе отмечал, что отказавшись от толстой поясной брони в оконеч­ностях, они остаются по существу незащищенными, так как легкая броня представляет весьма сомнительную защиту. Поэтому в таком случае необходимо предусмотреть в новых проектах достаточно мощный бро­невой пояс на более или менее значительном протя­жении и по толщине не меньше, чем на «Нормандии». Помимо этого, по всей длине машинно-котельных от­делений борт должен прикрываться угольными бунке­рами и поясом коффердамов, а также иметь внутрен­нюю противоосколочную переборку по длине между концевыми башнями. Горизонтальное бронирование обязательно должно включать две броневых палубы, из которых более толстой необходимо сделать верх­нюю, ввиду увеличения угрозы навесного огня с даль­них дистанций.

Особенности бронирования цитадели и ПТЗ по игровой модели линкора "Лион" (WoWS)
Особенности бронирования цитадели и ПТЗ по игровой модели линкора "Лион" (WoWS)

Большое внимание во всех проектах было уделено подводной защите. По общему мнению считалась не­обходимой установка внутренней 50-мм противоминной переборки на расстоянии 4,5 метра от обшивки борта, а такое требование предопределяло уменьше­ние ширины внутренних объемов и, следовательно, вынуждало искать более эффективные способы раз­мещения боевых погребов.

Такое же единодушие высказывалось и в отношении главной энергетической установки. Ни одни проект не предусматривал комбинированной установки турбины/ поршневые машины, примененной на «Нормандии». Достаточно молодые офицеры- слушатели академии не имели причин для проявления равнодушия к новым идеям, присущего осторожным к новшествам членам Верховного Морского совета. Тяжелые и малоэффективные поршневые машины должно быть казались им прискорбным анахронизмом но, тем не менее, один из проектантов предложил сочетание паровых турбин с двигателями внутреннего сгорания, стремясь таким образом увеличить дальность действия корабля. Три других офицера пред­лагали установку турбозубчатых агрегатов.

Абсолютно во всех проектах применялись «новые» эффективные котлы Бельвилля усовершен­ствованной конструкции, с вертикальными трубками малого диаметра. Подобные котлы предполагались установить на линкорах «Лангедок» и «Фландр». В ка­честве дальнейших путей усовершенствования считался возможным переход на жидкое топливо.

Линейный корабль "Фландр" (тип "Нормандия") на достройке в Бресте, 1924 год
Линейный корабль "Фландр" (тип "Нормандия") на достройке в Бресте, 1924 год

Как видим, большинство проектов было ориентировано не на создание "классического" линейного крейсера, а на более защищенный линейный корабль с увеличенной скоростью хода. И разумеется нельзя не отметить, что большинство проектов в той или иной мере повторяли проект линкоров "Нормандия"/ "Лион". Выходит офицерам - практикам нужен был все же не линейный крейсер, а линкор?

Но был все таки вариант линейного крейсера, тот самый ,что предложил Дюран-Виль, но о нем - в следующей статье. Спасибо!

Источники: La Revue Maritime 204/1963, Warship International 2/1985, 1/1972; S.Breyer "Schlachtschiffe und Schlachtkreuzer von 1905 bis 1970"; О.Паркс "Линкоры британской империи" (часть 7).