Найти в Дзене
ЭврикаХаб

"Вы думаете, если мы оставим Кривенкова на второй год, он начнёт учиться?" — кому нужен этот Вовка?

Оглавление

Пост подписчика Хакнем для рубрики #хакнем_посты (в этой рубрике размещаются посты наших подписчиков)

Кому он нужен, этот Вовка?

Я начинала работать в школе ещё в то время, когда двоечников оставляли на второй год, а из восьмого и десятого класса порой выпускали со справкой вместо аттестата.

Но я как раз о другом. О том, как двоечника не оставляли на второй год.

Фото взято из открытых источников информации
Фото взято из открытых источников информации

В первые годы работы вела я русский язык в седьмом классе. Класс был неплохой, но был в нём Вовка Кривенков. Посреди урока он мог встать и отправиться бродить по классу, размахивая шваброй. Или подойти к окну и что-то там высматривать. Или просто идти по рядам и перекидывать вещи ребят с парты на парту. Удивительнее всего было то, что дети на выходки Вовки внимания не обращали. Мне посоветовали не реагировать. Привыкли они за годы учёбы.

На замечания мальчишка не реагировал, у директора стоял спокойно, глядя куда-то в сторону, молчал при этом, как партизан на допросе. Это я уже позже узнала. А пока была просто в ужасе.

Вовка никогда не прогуливал уроки, практически никогда не болел и не опаздывал. Звонок — он уже в классе, на своей второй парте у самой двери. Но толку? Он ничего не делал. Нет, не так: он не делал НИ-ЧЕ-ГО. Даже самые простые задания. В лучшем случае записывал число и «Классная работа». Потом клал ручку, глазел по сторонам или начинал бродить по классу.

Я пыталась давать ему самые простые задания: списать текст, подчеркнуть на карточке существительные, поставить вопросы к словам… бесполезно. Я стояла рядом в надежде, что он хотя бы ручку в руки возьмёт и напишет хоть слово под диктовку. Но Вовка был меня упрямее: ручку не брал и задания упорно игнорировал.

Фото взято из открытых источников информации
Фото взято из открытых источников информации

Пыталась оставлять его после уроков, но как только раздавался звонок, он мгновенно выскакивал за дверь, которая была прямо возле его парты. Я становилась рядом за пять минут до звонка, пытаясь на дать ему сбежать, но со звонком дети подходили ко мне с вопросами, с дневниками, и стоило мне на секунду выпустить Вову из вида — он мгновенно оказывался за дверью.

Руки опускались. Подошла к классному руководителю. Она мне посоветовала то же, что и дети: не обращать внимания. Сообщила, что родители у него пьющие, повлиять на них нет возможности (об опеке и психологах тогда и слышали, обращаться было некуда).

На педсоветах регулярно поднимался вопрос: что делать с Кривенковым? Отметки ему ставить абсолютно не за что! (за что можно поставить отметки обычным двоечникам — был у меня отдельный рассказ). Но выслушав возмущённые реплики коллег, вставала завуч и говорила примерно следующее:

— Вы думаете, если мы его оставим, он начнёт учиться? Ручку в руки возьмёт? Читать параграф на уроке будет? Не обольщайтесь! Оставив Кривенкова на второй год, мы продлим ещё на год наши собственные мучения. Поэтому наша задача — прогнать его максимально быстро через всеобуч, вручить ему после восьмого свидетельство и отправить в большую жизнь.

Учителя качали головами, соглашаясь с этим выступлением, потом брали журналы и рисовали тройки. Текущие, за четверть, за год.

И наступили экзамены. В тот год школьники русский язык могли сдавать в одной из двух форм на выбор школы: диктант или изложение. Наши писали изложение.

Столы почему-то поставили в длинном, но широком коридоре, тут разместились все три класса.

Вовка сидел на последней парте. Я подсела к нему. Текст прочитан два раза.

— Вов, давай писать, — шепнула ему. К моему изумлению, Кривенков взял ручку! Поднял её над тетрадкой и замер.

В общем, я продиктовала ему всё изложение. Примитивными фразами, простыми словами, произнося всё, что могло вызвать трудности, по слогам. И он писал! Уже само зрелище — пишущий Кривенков! — было достойно того, чтобы запомнить его на всю жизнь.

Писал он медленно, то и дело ошибаясь, крупным неуклюжим, неотработанным почерком… Я не все ошибки поправляла: пусть хоть как-нибудь напишет! Найдём, за что трояк поставить!

Потом точно так же с ним решала экзаменационную работу учитель математики. Что он ещё сдавал — не помню.

Свидетельство Вовке выдали. Выдохнули облегчённо.

Прошло лето, пришло 1 сентября. И, выходя из школы, замечаю в холле на лавочке Кривенкова!

— А он с 9 утра сидит, — заметив моё недоумение, сказал гардеробщик.

Весь учебный год, практически ежедневно, Вовка приходил в школу к началу уроков и уходил после звонка с последнего. На наши вопросы отвечал односложно, если вообще отвечал: «А что, нельзя? Я никому не мешаю».

Он и правда больше никому не мешал. Просто сидел. Целый учебный год. Ему, видно, просто некуда было пойти.

А на следующий год Вовки в школе уже не было. Что с ним? Куда он пропал? Как сложилась его судьба? Не знаю. Помню о нём сорок с лишним лет. Часто думаю: что мы тогда могли сделать для этого парня? И чтобы при этом не навредить его одноклассникам? Ответа не нахожу. Не знаю.

На канале Хакнем Суть в рубрике #хакнем_воспитание читайте новый цикл статей руководителя канала Михаила Вениаминовича "Почему дети не хотят учиться" (статья 1 статья 2).

Автор: #литвинова_карина 60 лет, из которых 37 лет проработала в школе, учитель русского языка и литературы, г. Калининград.

Канал Хакнем Школа благодарит нашего постоянного читателя и подписчика Карину Николаевну за интересные школьные истории и возможность их опубликования в нашем канале!

Другие статьи по материалам автора:

-3

Если у вас есть тёплые воспоминания и полезные истории из школьной жизни, которые вы хотели бы опубликовать в нашем канале, напишите нам об этом 👉 story@haknem.com

-4