Найти тему
Poezia

«Слово о полку игореве, и его связь с устным народным творчеством»

Слово." выросло на плодородной почве русской культуры
ХП века. «Слово…» глубокими корнями связано с народной куль
турой, народным языком, народным мировоззрением. Вместе с тем
в нем нашли свое воплощение лучшие стороны светской культуры.
«Слово о полку Игореве» посвящено неудачному походу против
половцев в 1185 году малозначительного Новгород-Северского
князя Игоря Святославовича. Оно не повествует о событиях Игоре
ва похода последовательно. Оно их поэтически оценивает и взвеши-
вает. В «Слове…» говорится о них так, как будто бы события эти
хорошо известны читателям. Оно обращено к современникам князя
Игоря. Это горячая речь патриота-народолюбца, речь страстная и
взволнованная, поэтически непоследовательная, но всегда полная
веры в Родину.

-2

«Слово…» начинается размышлением автора по поводу того,
какой быть манере его повествования. Он отвергает старую манеру
Бояна и решается следовать непосредственно «былинам» своего
времени - придерживаться действительных событий. Этим он
убеждает читателя, что перед ним импровизации, свободная от ско-
ванности литературными традициями речь, в том числе даже таки-
ми сильными, как Бояновы.
И действительно, все дальнейшее так непосредственно и тесно
связано с живой устной речью, звучит так искренне и страстно, что
мы ему верим.
Связь «Слова…» с устной народной поэзией яснее всего ощуща-
ется в пределах двух ее жанров, чаще всего упоминаемых в произ-
ведении: плачей и песенных прославлений - «слав». И те и другие
автор буквально приводит в тексте, им же он следует в своем изло-
жении. Их эмоциональная противоположность дает обширный диа-
пазон чувств и смен настроений, которые так характерны для
Слова…».

-3

Плачи автор упоминает не менее трех раз; плач Ярославны,
плач матери Ростислава, плач жен русских воинов, павших в походе Игоря. Два из них он приводит дословно: плач Ярославны и
плач русских жен, Многократно он отвлекается от повествования,
прибегая к эмоционально-лирическим высказываниям: «О Русская
земле! Уже за шеломянемъ еси!», «Что ми шумить, что ми звенить
далече рано предъ зорями?» и т. д.
Автор «Слова…» как бы мысленно следует за полком Игоря и
мысленно его оплакивает. Известно, что плачи напрямую связаны с
народной песенной лирикой. Особенно эта связь видна в плаче Яро-
славны. Автор «Слова…» как бы цитирует плач - приводит его в
достаточно большом отрывке или сочиняет его на Ярославну, но в
таких формах, которые действительно могли ей принадлежать.
Не менее активно, чем плачи, участвуют в "Слове." песенные
прославления - славы. С упоминания о славах, которые пел Боян,
Слово." начинается, а славой Игорю, Всеволоду, Владимиру игоревичу
дружине - заканчивается. Ее поют дому Святославову "немцы и
венедици, греки и морава". Слава звенит в Киеве. Ее поют "девицы
на Дунае». Отдельные отрывки из песенных прославлений как бы
звучат в «Слове…»: и там, где автор его говорит о Бояне, и там, где
он слагает песнь в честь похода Игоря, и там, где он провозглашает
здравицу князьям и дружине. Они приводятся в его заключительной части: "Солнце светится на небеси, - Игорь князь в Русской
земли».

-4

Итак, «Слово…» очень близко стоит к плачам и песенным прославлениям. «Слово…» близко к ним по своей форме и по своему
содержанию. Но в целом, конечно, это не плач и не слава.
«Слово…» принадлежит литературе, это книжное произведение, но
близкое к этим жанрам народной поэзии.