Найти тему
НПАП №1 Икарус

Икарус серии 200: PRO-обзор или ещё раз про лучший автобус. Часть 2

Часть 1.

Как известно, всё гениальное просто. В чём причина, без преувеличения, мирового успеха несложной конструкции, коей является Икарус серии 200? В нужном месте, в удачное время собрались правильные люди и создали инженерный шедевр в виде комплекса простых, но очень продуманных решений, доведённых до логического завершения в серийных машинах.

▲ Кузов опытного образца 250.Р3, 1967 год.
▲ Кузов опытного образца 250.Р3, 1967 год.

Сегодня про главную часть автобуса - Его Величество Кузов.

Для начала странный вопрос - какую роль играет кузов автобуса в сознании, ну скажем, водителя этого самого автобуса? На первый взгляд весьма незначительную. Ну, сидит он в нём. Уже немало. Конечно, на кузов "вешаются" все остальные узлы и агрегаты. Это важно знать инженерам и ремонтникам. Виртуозам кузовных работ это тоже важно. Однако для водителя важнее как автобус разгоняется, тормозит, слушается руля и преодолевает мелкие неровности. Это его ощущения и впечатления от машины, определяющие отношение к ней. На самом же деле без грамотно спроектированного и качественно изготовленного кузова невозможен хороший конечный результат в виде прекрасной пассажирской машины, коей является любая модель семейства 200. Без нормального кузова не будет нормальной работы других узлов. Не будет комфорта для пассажиров. Все положительные ощущения от вождения Икаруса это в первую очередь заслуга кузова, который тщательно продуман и качественно изготовлен. В этом одна из главных удач создателей Икаруса.

По мнению автора, кузов у Икаруса очень прочный и жёсткий. Прочный в смысле общей прочности, а жёсткий в плане жёсткости на скручивание. Эти впечатления, естественно, очень субъективные и следуют из опыта практической работы с данными машинами.

Изучая многие ресурсы по данной теме, автором были найдены упоминания, что тензометрические испытания кузовов опытной серии 250 на заводе всё же проводились. Видимо, результат удовлетворил конструкторов. Впоследствии кузова разных моделей испытывались боковым опрокидыванием ▼

▲ Хороший был Икарус..
▲ Хороший был Икарус..

Штудируя теоретические работы по конструированию и устройству автомобилей можно узнать, что чем выше общая прочность кузова и жёсткость его на скручивание, тем лучше такие показатели транспортного средства как комфорт, управляемость и долговечность. Со всем этим у Икаруса полный порядок!

Один пример. После смены автор поставил на стоянку ЛиАЗ-6213. При этом переднее колесо попало в небольшую неровность. Кузов перекосило и дверь в кабину стало невозможно захлопнуть. Пришлось немного передвинуть машину, после чего дверь нормально закрылась. Нередки случаи, когда вклеенное лобовое стекло на этих "современных" автобусах начинало симметрично давать трещины в нижних углах. Подобные явления были немыслимы на Икарусах.

Посмотрите на эти снимки. Сразу видно, что хилая "коробочка" ЛиАЗа не идёт ни в какое сравнение с мощной многоуровневой конструкцией Икаруса ▼

Можно возразить, что некорректно сравнивать разные концепции, т.е. высоко- и низкопольные машины. Однако данный обзор отражает точку зрения эксплуатационника и сравнение концепций не входит в эту задачу, требуя отдельного исследования.

По мнению автора, любая конструкция 21 века по комплексу технических и эксплуатационных характеристик просто обязана превзойти разработку конца 60-х годов прошлого столетия. К сожалению, в реальности зачастую происходит наоборот..

По поводу тщательности изготовления и качества металла вспомнился ещё один эпизод. Однажды автор этих строк сошёл с умпо купил за недорого старый Икарус-250. История давняя и там много лирики и эмоций, поэтому полная версия не здесь. Сейчас коротко. Тащили автобус на буксире КамАЗа - "технички" примерно 200 км. В самом начале буксировки на Икарусе вырвало сцепное устройство. Опытнейший водитель буксировщика зацепил буксирную тягу за пересечение лонжеронов под передним отопителем. Благополучно преодолев остаток пути и прибыв на стоянку, мы стали загонять машину задним ходом. Уставший водитель тягача излишне "заломил" сцепку и тем самым чуть примял лонжероны, шкрябнув заодно защитную заводскую мастику . К большому удивлению на месте погнутости под мастикой заблестел чистый металл. Машине на тот момент было 17 лет. Наши же автобусы делают из металла, близкому к "стали три" (Ст3), т.е. самого низкого качества, который начинают ржаветь через пару лет.

▲ Красной стрелкой автором показано, в каком месте была закреплена буксирная тяга. Для удобства восприятия снимок обрезан и повёрнут на 90 градусов  /// Автор: Максим Власов
▲ Красной стрелкой автором показано, в каком месте была закреплена буксирная тяга. Для удобства восприятия снимок обрезан и повёрнут на 90 градусов /// Автор: Максим Власов

Самый же главный успех разработчиков это концепция модульной конфигурации. Любой автобус серии 200 состоит из практически одинаковых секций, комбинируя которые можно получать множество модификаций - городских, пригородных, междугородных, а также машин спецназначения. Трудно поверить, но все эти автобусы на фото ниже есть суть одна и та же разработка ▼

▲ Кузов автобуса Икарус-280. Комбинируя секции, конструкторы получали автобусы различного назначения
▲ Кузов автобуса Икарус-280. Комбинируя секции, конструкторы получали автобусы различного назначения

Как итог - благодаря прочному и долговечному кузову, множество Икарусов благополучно дожило до наших дней.

Здесь следующие Часть 3, Часть 4.

Всем спасибо и до новых встреч на нашем канале!

Текст и концепция: Сергей Иванов. Фото и картинки взяты из открытых источников, если не указано иное. Цитирование, частичное и полное, только с согласия автора.
Текст и концепция: Сергей Иванов. Фото и картинки взяты из открытых источников, если не указано иное. Цитирование, частичное и полное, только с согласия автора.