Всем привет! Меня зовут Лидия Михайловна. Я репетитор по математике и занимаюсь подготовкой к ЕГЭ, ОГЕ. Мой общий педагогический стаж более 40 лет! Заслуженный учитель России. Так же веду ЮТУБ канал по подготовке к ЕГЭ по математике.
В очередной раз просматриваю классный журнал и отмечаю, что успеваемость Жени продолжает снижаться. Он покладистый, спокойный, добрый мальчик, старше одноклассников, в начальной школе был оставлен на повторный курс. Жене нелегко учиться: медлителен, с трудом запоминает изученное, но на уроках не безразличен, прислушивается к каждому слову учителя, напрягает память, мысль, пытается понять, усвоить, запомнить.
1.Женя, ты дома уроки учишь?
2.Да, с папой.
1.В чем ты испытываешь трудности?
2.На уроках не все сразу понимаю, дома снова учу, но не получается. Трудно.
1.Тебе интересно учиться? ....Молчание.
1.В какой школе, в каком классе ты хотел бы учиться?
2.В классе - нашем, в школе - детской.
Неуспевающих детей учить, безусловно, необходимо, и задача учителя заключается в том, чтобы помочь таким детям учиться, ориентироваться в жизни.
Их нельзя сравнивать друг с другом, учитель должен видеть индивидуальный рост сознания каждого ребенка. Сравнивать нужно предыдущие успехи с последующими. Нельзя к таким детям предъявлять завышенные требования, нужно реально видеть их возможности, не спугнуть сложными вопросами, задачами.
Классики педагогической науки последнего 20-летия (Л. В. Занков, Д Б. Эль-конин, В. В. Давыдов и др.) уделяли особое внимание исследованиям индивидуальности различий в обучаемости учащихся.
В современной дидактике дифференциация обучения - это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий психологические особенности учащихся (их интересы, творческие способности обученность, обучаемость, работоспособность и т. д.), в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.
В нашей стране проблемы дифференцированного обучения решаются давно. При всех преимуществах изучения предметов по выбору четко высветился и круг проблем, которые для сельской школы приобретают особую остроту. Это, в первую очередь, слабая методическая подготовка учителей. Во-вторых, отсутствие преемственности.
Углубленка должна опираться на мощную базу знаний, полученных в средних классах, более того, должна продолжать теоретическую И методическую систему обучения 8-9 классов. В условиях, когда часть часов факультативных занятий отдавалась другим предметам, организовать планомерную взаимосвязанную работу с сильными учащимися средних классов не представлялось возможным. Третья проблема - состав групп углубленного изучения предметов.
Думаю, что в условиях одной сельской школы создать такие группы практически невозможно. Следующая проблема - методическая оснащенность. Практическая часть программ по физике, химии, астрономии не всегда выполнялась из-за отсутствия необходимого оборудования, реактивов, материалов. Наверное, именно эти проблемы являются причиной того, что углубленное изучение ряда предметов было прекращено В начале учебного года создаются группы факультативных, групповых, индивидуальных занятий, которые учащиеся посещают на основе свободного выбора, опираясь на свои интересы и склонности.
Проблему дифференцированного обучения пытались решить также путем создания классов для более заинтересованных, способных и прилежных, для учащихся со средними учебными способностями (их большинство), для учащихся с учебными затруднениями и задержками в развитии.
Однако практика показывает, что жесткая дифференциация учащихся на способных, средних и слабых с обучением в разных классах имеет не только плюсы, но и существенные педагогические минусы. Насыщение уроков значительным по объему и сложности учебным материалом, несомненно, способствует активизации и развитию одаренных учащихся.
Переход особо одаренных учащихся в отдельные классы создает не лучшую атмосферу в обычных. Отсутствие в классе "звезд" лишает остальных учащихся тех "образцов", на которые следует равняться, да и учителю, как правило, становится неинтересно работать. Одной из педагогических проблем профилизации классов является возникновение у учащихся мнения о собственной исключительности, элитности, что наносит определенный ущерб их нравственному развитию.
Положительно зарекомендовали себя классы коррекционно-развивающего обучения, где особое внимание уделяется проблемам учащихся в обучении, развитию их общеучебных умений, дозировке поставленных перед ними задач, заданий по сложности, с учетом их интересов и общих способностей. Коррекционные классы нужны небольшие по численному составу, они создают возможность для организации хорошо налаженной индивидуальной работы с учащимися.
В условиях сельской школы наибольшего эффекта можно достичь, применяя внутреннюю дифференциацию. Она учитывает психологические особенности учащихся, разделяет их на группы внутри стабильно работающего класса чаще всего временно, в зависимости от целей обучения и результатов учебной деятельности.
В моем опыте сельской школы два моих девятых класса были разделены на две группы: сильную и слабую. Деление условное, обязательно с учетом мнения обучающегося. Обычно в начале изучения темы ученики работают вместе - отрабатываются умения и навыки Сильные учат слабых, а затем, в ходе дальнейшего изучения темы, происходит разделение на группы. Слабые учащиеся продолжают отрабатывать и закреплять задания из уровня обязательных требований, сильные - применяют полученные знания при решении более сложных задач. Эта система работы позволяет формировать глубокие и прочные знания и ликвидировать пробелы. К разноуровневой контрольной работе учащиеся приходят с хорошо отработанными умениями и навыками.
Но работать в условиях внутренней дифференциации непросто, так как значительно увеличивается время на подготовку к уроку, на проверку результатов обучения. На уроке учитель предельно мобилизует свои силы и энергию для работы с разноуровневыми детьми. Дифференциация создает условия для развития личности. Учащиеся проявляют заинтересованность в результатах своего труда, стремятся сделать больше, лучше.
Итог работы очевиден: к доске стремятся выйти не только сильные, но и слабые. Они гордо распрямили свои плечи, стали более уверенными, а значит, и более общительными более улыбчивыми. Словом, интересными людьми
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Здесь ты познаешь математику👇
Подпишись на мой ЮТУБ-канал "Решим ЕГЭ по математике"
Каждую неделю здесь ты сможешь найти статьи, посты и материалы, которые помогут тебе в подготовке.📝
На нашем ютуб-канале мы выкладываем решение сложных задача ЕГЭ по математике (профиль).