Столько-то клеточек слева, столько-то — отступить вниз, между одной работой и другой, между условием и решением, между упражнениями... Слова в строчку через запятую, а не в столбик. А здесь столбиком. А здесь — посередине строки. Не забываем орфограммы в словах писать зелёной ручкой. Корректор нельзя. Стирающиеся ручки нельзя. Зачёркивания влияют на оценку...
Вам знакомо?
Многие помнят это из собственного школьного опыта. Некоторые проходят заново с первым ребёнком, со вторым...
Изнасилование клеточками.
Если все с первого класса не будут соблюдать идеальное оформление, учитель сойдёт с ума. Потому что в иных классах нынче по сорок с лишним человек. Если собрать тетрадки по русскому и тетрадки по математике, выходит не меньше шестидесяти.
Некоторые искренне верят, что если с первого класса не научить и не заставить соблюдать правила оформления, так и будут дети всегда писать небрежно, никогда не научатся отступать нужное расстояние, провалят ЕГЭ, пойдут в дворники, а если не провалят, непременно так же небрежно отнесутся к проведению операции на открытом сердце, к соблюдению техники безопасности, к созданию чертежа... Как к клеточкам. Байки, схожие со страшилками про подгузник и грудь до армии, про коляску и «на ручки» до свадьбы и про пустышку до гробовой доски.
Но на самом деле первоклашка часто физически не способен осилить одновременный контроль за клеточками, аккуратный почерк, верные вычисления и правописание без ошибок. Не потому, что тупой или что-то с ним не так. Наоборот. Потому, что с ним всё так. И вопросы о том, как же раньше некорректны. Раньше подолгу писали сначала карандашом, раньше просто палочки писали по несколько дней, затем столько же писали просто кружочки, просто крючки, после долго писали просто буквы, соединения, постепенно переходя к словам. Сейчас слова начинают писать уже в первой четверти. А ещё всё можно освоить, ага. Через неврозы, комплекс отличника, ОКР, перфекционизм, убитую самооценку... Можно и медведя научить на велосипеде ездить. Выдрессировать. Насильно. Сломав.
А главное — ребёнок лет десяти уже гораздо легче осилит и оформление, и всё остальное разом. А ещё через год или два он поймёт и смысл всех этих клеточек. И тогда всё станет ещё проще.
А ещё у ребёнка теряется интерес к учёбе. Его приходится мотивировать, запугивать, заставлять... Он учится уже не потому, что это здорово — узнавать новое, а потому, что надо. Ему не надо. Он пока не очень понимает, зачем и почему надо. Но другим надо, а он этих других боится или не хочет расстраивать.
А ещё снижается работоспособность. Не будь клеточек с первого класса, первоклассники усваивали бы куда больше.
Или взять зачёркивания. Если ребёнок боится лишний раз зачеркнуть, если у него отнимают право на ошибку, как, вообще, учиться? Учатся на ошибках. Если даже за исправленное снижается балл, не хочется исправлять.
Многие учителя даже согласны с тем, что нужно бы менять систему. Но против системы переть сложно, а самовольничать не выйдет. Не снизил балл, придёт проверка, соберёт тетради, поставит под сомнение уже твою квалификацию.
Впрочем, хотелось не о проблеме, а о родителях. Раньше родители особо не разбирались в нюансах развития детей, в том, как нужно, а как нельзя. В школе сказали сделать — заставили, помогли. Всё. Миссия выполнена. А сейчас? А сейчас ты понимаешь, что вот это и это калечит ребёнка, а то и вон то — убивает тягу к знаниям. При этом ты должен уговорить, заставить, помочь, мотивировать. Ощущаешь себя зажатым в тиски. Невыполнимая задача — остаться хорошим родителем и выполнить родительские обязанности, выполнение которых контролируется школой и государством. Да, есть варианты. Есть частные школы, формы обучения на дому, формальное соблюдение правил, а потом — получение знаний у репетиторов или самостоятельно, другие обходные пути. Но это далеко не всем доступно. Отсюда возникает невроз. Отсюда возникает недовольство собой, раздражительность, приступы гнева, подавленное состояние.
Психологи часто говорят, что с детьми, только пришедшими в школу, нужно быть мягче, терпимее, заботливее. Но мне кажется, заодно неплохо бы стать мягче, терпимее и заботливее к себе. Да-да, опять про маску, которую сначала на себя. Признать, что ситуация такая, что не всё тебе подвластно изменить. Перестать требовать невыполнимого от себя. Не пытаться выполнить противоречащие друг другу требования. Только потом, разобравшись с собой, проходить похожий путь с ребёнком.