Император Павел I
Любил император Павел I проводить военные смотры, парады.
Однажды он принимал парад гвардии на Царицынском лугу. Полк за полком проходил мимо императора и не вызывал никакой реакции. И вдруг в маршевом строю гвардейцев Преображенского полка царь усмотрел едва заметную неточность.
"Направо, кругом, марш ... в Сибирь!" - закричал взбешенный Павел. Полк повиновался и в полном составе, не меняя шага, прошёл по улицам Петербурга до Московской заставы. Никем не остановленный он вышел на загородную дорогу.
Только в Новгороде его настиг посланец от императора с прощением и позволением вернуться.
Петербург во времена правления Павла погрузился в тревожное ожидание, чего-то страшного и непредсказуемого. Особенно это касалось чиновников, военных и государственных служащих. Отходя ко сну и сотворив благодарственную молитву, петербуржец того времени, вовсе не был уверен в благополучии завтрашнего дня.
Неуравновешенный и болезненно нетерпеливый государь, метил клеймом подозрений то одного, то другого своего подданного.
Именно тогда живописный Петербург Екатерины II начал превращаться в огромную образцовую казарму, жизнь которой подчинялась единому уставу, выработанному и высочайше утверждённому, его командиром - царём. Регламентировалось буквально всё - время приёма пищи, женские наряды, головные уборы, цвет зданий и длинна косичек на армейских париках.
Непременной частью этого казарменного регламента стали постоянные смотры и парады, руководил которыми лично император.
Нравы и обычаи павловского времени и породили эту легенду анекдот.