Найти тему

Французское ДискоНашествие 70-х. Часть 3-Как французы придумали самую забавную и неприличную диско-группу(окончание)

Оглавление

Начало статьи можно прочитать ЗДЕСЬ

Весь мир у наших ног

Итак, в мы остановились на том, что к началу 1978 года группа Village People обрела свой окончательный стабильный состав и все было готово к штурму новой аудитории. Поскольку предыдущая стратегия продвижения группы среди секс-меньшинств себя исчерпала, то необходимо было включать старые добрые способы: такие как радио, телевидение, музыкальная пресса. При этом креативные французы Жак Морали и Анри Белоло не собирались отвергать и старых поклонников и отказываться от удачно придуманной фишки. Таким образом, перед продюсерами стала непростая задача - сохранить привлекательность группы для гей- тусовки, но и не отпугнуть массового слушателя. Все таки на дворе стоял 1978 год и отношение к геям было прямо скажем, сложное. Еще 10 лет назад законы штата Нью-Йорк даже запрещали продавать геям алкоголь (не спрашивайте меня как их нужно было распознавать :)) 

Жак Морали , Анри Белоло и их подопечные
Жак Морали , Анри Белоло и их подопечные

На руку продюсерам играло то, что в отношении геев, у широких масс были устоявшиеся стереотипы, что это - манерные женоподобные субъекты в пёстрых нарядах. Интернета тогда еще не было, поэтому о том, что подчеркнутая маскулинность в гейской среде тоже в чести, были в курсе далеко не все. Плюс ко всему, в имидже группы присутствовал некоторый налет комичности, и все это позволило группе успешно проскочить через сито общественной морали. Как потом вспоминали многие американцы , чье детство пришлось на конец 70-х - "забавные дядьки" им особенно нравились.

Группа трудилась ударными темпами и выдавала по альбому в полгода. Разбирать их по отдельности нет никакого смысла. Стилистически альбомы не отличались, это был конвейер, поддерживаемый кипучей энергией Жака Морали, который к тому времени помимо Ritchy Family и Village People набрал в работу еще проектов, и писал также и для них. Стиль, найденный им для первого альбома, практически никак не меняется и в последующих: выпяченная басовая бочка, незатейливые мелодии и сокрушительная мощь эстрадно-симфонического оркестра. 

Второй альбом группы Macho Man попал на 24 место Billboard, приблизительно на такие же позиции в чартах  выстрелил и одноименный сингл.

-3

Видео на песню сейчас смотрится крайне забавно , но не исключено что оно так и задумывалось. 

Композиция "Macho Man" c одноименного альбома 1978 года

Не знаю как вам, а мне это видео напоминает песенку о пользе спорта из советского мультфильма "Остров Сокровищ" . 

Однако, настоящим прорывом для группы стал следующий альбом "Cruisin'". Третье место в общем чарте Billboard и успех во всем мире, включая первые места в чартах Австрии, Германии, Франции , Канады и Швеции. Название альбома было отражением фирменной для группы двусмысленности: на гей-сленге круизингом называется секс-туризм.

-4

Два сингла с альбома - Hot Cop и Y.M.C.A забирались на вершину Billboard Hot Disco Singles , но последний взорвал хит парады практически во всем мире, и стал, по существу, визитной карточкой группы. 

 Y.M.C.A - это аббревиатура названия уважаемой международной организации Young Men's Christian Association, которая была основана сэром Джорджем Вильямсом в Лондоне в далеком 1844 году для целей духовного и физического развития молодых людей (первоначально - фабричных рабочих) . 

В США данная организация ассоциировалась  со скаутским движением, спортом и физкультурой а также с сетью недорогих хостелов для молодых рабочих, где за не очень дорого можно было снять отдельную комнату. 

Y.M.C.A
Y.M.C.A

Собственно, благодаря спортивным залам и общагам, Y.M.C.A.приглянулась гей-сообществу, и заведения под ее крылом стали символизировать места для относительно беспроблемных встреч однополых пар. 

В общем, это было очередное воплощение двусмысленности и хороший повод подразнить слушателей, что и привлекло Морали и Белоло к идее сделать почтенную ассоциацию героем диско-хита. Надо сказать, что эти намеки были понятны немногим, и большинство  слушателей плясали под эту песню без всяких задних мыслей.

Композиция "Y.M.C.A " с альбома Cruisin' 1978 года.

Мало того, песня породила один из самых популярных вирусных танцевальных челенджей, идея которого возникла у фронтмэна группы Виктора Уиллиса на телешоу Дика Кларка. При исполнении припева надо изображать каждую букву: Y- поднять руки над головой, на М - согнуть локти, чтобы кончики пальцев встретились перед грудью, на С- вытянуть руки влево, и на А - соединить руки над головой. Челендж был подхвачен многочисленными чирл-лидерскими группами бейсбольных команд, и учитывая популярность бейсбола в США - ушел в народные массы. Интересно, что одним из наиболее распространённых поводов его исполнения до сих пор являются свадьбы и детские праздники по случаю бар-мицвы (обрезания) . 

Танец Y.M.C.A исполняется на простой американской свадьбе.

Это был триумф, в какой-то степени, неожиданный даже для самих продюсеров. Группа ушла далеко за пределы своей первоначальной целевой аудитории, и по их собственным словам ".. на концертах группы на одного гея приходилось десять девочек подростков." 

Следующий альбом Go West не сумел повторить успех предшественника, хотя продавался очень хорошо (достиг 9-го места в Hot 200 Billboard), и два сингла с него: In The Navy и Go West также пополнили список нетленок группы.

-6

Анри Белоло любил вспоминать забавную историю, связанную со съёмками клипа к песне "In The Navy": 

 Я был в своем нью-йоркском офисе, когда мне позвонили из компании, которая управляла рекламным бюджетом ВМС США. Набор на службу сокращался, и они хотели сделать какую-то рекламу для молодых людей, желающих поступить на флот. Они сказали мне: «Нам нравится ваша песня. Мы думаем, что она идеально подойдет для для вербовки на флот ».
Так что у меня хватило смелости сказать: «Я ничего не имею против, но я хочу, чтобы флот мне помог. Мне не нужны деньги. Но я хочу чтобы они предоставили реквизит для съёмок. Нам понадобиться военный корабль и 200 моряков. И пять самолетов ». Они ответили : «Хорошо, мы перезвоним».
Затем меня приглашают в Пентагоне, где встречаюсь с этим адмиралом и его помощниками, Они показали мне фотографии больших военных кораблей, которые находились на военно-морской базе в Сан-Диего и предложили выбрать тот, который мне больше понравится. Затем они спросили меня , точно ли мне нужны самолеты .  Я сказал «Конечно, мне нужно пять потому что в клипе я хочу, чтобы самолеты выстраивались в небе в звезду"
 Итак, мы снимаем видеоклип, флот начинает свою рекламную кампанию, я возвращаюсь в Нью-Йорк и на той же неделе следует катастрофа! В газетах New York Times и Washington Post появляются заголовки о том, что «ВМС США используют деньги налогоплательщиков для финансирования видеоклипа группы с сомнительным имиджем». Итак, ВМС отменили свою рекламу , объяснив это тем , что из-за скандала им зарезали финансирование. 

Композиция "In The Navy" с альбома Go West 1979 года

Несмотря на это, Анри Белоло получил от военно-морского ведомства свидетельство, которое с удовольствием демонстрировал журналистом:

  «Анри Белоло из Village People! В знак признания выдающегося вклада вашего нового релиза« In The Navy » в моральный дух фрегата "USS Reasoner", в дело удержания ВМС и поддержки набора военно-морских сил, капитан фрегата "USS Reasoner" принимает решение назначить вас почетным матросом "USS Reasoner" со всеми правами и привилегиями, без каких-либо связанных с этим обязанностей и ответственности". 
Фрегат USS Reasoner
Фрегат USS Reasoner

У нас песня "Go West" стала известной гораздо позже - в 1993 году в исполнении группы Pet Shop Boys и обратила на себя внимание своим сходством с Гимном СССР. Собственно, Нейл Теннант и Крис Лоу тоже это сходство заметили и обыграли его в своем музыкальном видео, где плечистые парни маршируют под красными знаменами. 

Композиция "Go West" с одноименного альбома 1979 года

Pet Shop Boys - Композиция "Go West" с альбома Very 1993 года.

Гимн Советского Союза

В апреле 1979 года, группа отправилась на "стадионный тур" и стала первой диско-группой, которая смогла собирать зрителей стадионами. Этот подвиг смогли повторить только Bee Gees летом того же года, но между нами говоря, Bee Gees все таки нельзя считать чисто "дисковой" группой.

Французам здесь не место

Казалось, что разогнанную машину Village People трудно остановить, но кризис диско, случившийся со второй половины 1979 года после памятных чикагских волнений Disco Sucks , о которых подробно написано в самой первой статье этого цикла- "Cerrone" , нанес по нашим французам сокрушительный удар. Неожиданно, группу покидает фронтмэн Виктор Уиллис (он потом вернется, но это уже будет другая история). С треском проваливается в прокате музыкальная комедия Can't Stop the Music с участием группы. При бюджете в 20 млн. дол, что потом временам было весьма солидной суммой, сборы составили всего 2 млн. дол. При этом фильм еще и умудрился стать первым в истории лауреатом премии "Золотая Малина"

Фрагмент фильма "Can't Stop The Music" 1980 года

Морали и Белоло пытались спасти положение, и предложить музыкальному рынку новый музыкальный материал, но окно возможностей, с уходом диско, для них закрывается. К тому же, нью-йоркская богемная тусовка охвачена эпидемией СПИДа и Жак Морали умудряется его таки подцепить. В общем, к середине 80-х дела французов были настолько плохи, что им пришлось расстаться со всем, что у них было и вернуться во Францию. 

Village People, пройдя через сложные времена, существуют до сих пор–как ретро-коллектив. Его захватил Виктор Уиллис, и даже отсудил часть авторских прав на старые песни: так, например, он добился, чтобы Анри Белоло выкинули из списка соавторов в песне Y.M.C.A

Жак Морали умер в 1991 году от СПИДа в возрасте 44 года. А Анри Белоло не стало осенью 2019 года, и прожил он практически вдвое больше чем его деловой партнер–83 года. Вот и песенке конец. 

Секреты французской кухни

Что можно сказать о причинах этого, без сомнения, выдающегося успеха. Музыкальные критики, признавая определенные достоинства за творениями Жака Морали тем не менее достаточно скептически оценивают его музыку по сравнению с другими популярными на тот момент авторами диско, указывая на ее достаточно прямолинейный и китчевый характер. Существуют некие стереотипы о французской элегантности, в том числе и в музыке, но к Village People это, определенно, не относится. Как презрительно охарактеризовал группу известный исследователь диско, журналист Питер Шапиро

Если в диско-музыке было дно, то это безусловно были Village People.Они воплощали в себе все, что в диско было не круто: несвежие ритмы, лихорадочная лирика на английском, как иностранном, полное отсутствие утонченности. Все это исполнялось парнями в клоунских нарядах. В довершение всего - они были продуктом воображения французов!

Однако, мы знаем что вкусы простых слушателей и утонченных музыкальных критиков могут сильно расходиться. И на мой взгляд, одним из секретов успеха песен "деревенщиков" заключался в том, что они, используя модный ритмический рисунок диско, гармонически не имели никакой связи с черной музыкой. Как я уже отмечал в своих статьях, отношение белого американского большинства к специфически черным жанрам до середины 80-х было сложным. Несмотря на мастерство и талант черных исполнителей, фанк, черный соул и другие R&B стили имели некий потребительский потолок среди белой аудитории, выше которого они не поднимались. Когда появилось диско, то его сразу же начали играть многочисленные черные коллективы, ранее исполнявшие стилистически близкий фанк. Однако, несмотря на такую конкуренцию, на танцполы стали регулярно прорваться белые и даже, при этом, совсем не американские исполнители. Потому что со стороны белого американского большинства существовал запрос на модную музыку, но желательно без сильного черного влияния. И Village People со своей прямолинейной помпезностью хорошо ложился на ухо простым американцам, воспитанным на школьных духовых оркестрах. 

Сам Жак Морали прекрасно это понимал и выразил это следующим образом 

"Я нашел звук того времени с немного европейским духом ." In The Navy " мог быть маршем или номером парижского варьете. Это была уличная музыка, которую все могли петь. Я никогда не занимался настоящей соул-музыкой. Я бы не смог сочинять, например, для Тельмы Хьюстон. Я делал белую дискотеку" 

Интересно , что Морали очень ревностно относился к американским успехам соотечественника Серрона, и не только не проявлял по отношению к нему французской солидарности, но и поносил его в интервью нехорошими словами. 

Надо сказать, время доказало необыкновенную удачу маркетинговой находки французских продюсеров. Яркий, запоминающийся образ группы стал мемом, который успешно пережил и эпоху диско и музыкальную революцию 80-х, которая покончила с большими эстрадно-симфоническими оркестрами, и многие другие перетурбации в мире поп-культуры. Гомосексуальный шлейф, который сопровождал группу, войдя в плотные народные массы сделался практически незаметным, да в общем-то и сами участники группы не особенно его поддерживали, во всяком случае, настоящих "геев со справкой" в ней было всего двое.

Группа стала объектом многочисленных шуток, пародий и очень плотно вошла в американский культурный контекст и в этом с ней могут посоперничать разве что Bee Gees + Джон Траволта со своей пятничной лихорадкой. А с развитием мощного ЛГБТ движа, группа заняла своё почётное место на скрижалях достижений в области продвижения толерантности к секс-меньшинствам.

Вот только небольшая часть присутствия творческого наследия Village People в других произведениях и жанрах:

Пародия на Y.M.C.A в мультфильме "Гадкий Я -2 "

Пародия на In The Navy в фильме "Шестой Элемент" с Лесли Нильсеном

Пародия на In The Navy в Маппет Шоу

Пародия на In The Navy в "Симпсонах"

Вот такую наваристую кашу заварили французские парни родом с Касабланки.

-8

🇨🇵 Часть 3-Как французы придумали самую забавную и неприличную диско-группу(начало)

Также можно почитать другие статьи цикла :

Французское ДискоНашествие 70-х

🇫🇷 Часть 1 :Cerrone

🇫🇷 Часть 2 - Как песенка про девушку без комплексов стала первым французским диско-хитом

🇫🇷 Часть 4-Belle Epoque или что получается от межвидового скрещивания диско и рока