Бронзовые Одуванчики - благодарные парашютики доброты. Разного размера и веса, они стоят по всему миру. В Швейцарии, в Китае, на Филиппинах, в Америке, во Франции, в Эквадоре и Боливии. Это работы скулптора Григория Потоцкого. Не только одуванчики, но и другие его работы вызывают многочисленные споры и рождают самые противоречивые отзывы. А уж последняя его работа - памятник С.А. Есенину - собрала такое количество откликов, что можно только позвидовать!
Так получилось, что мир тесен. И с работами Потоцкого я и многие из нас познакомились очень давно. Не верите? Турция, Демре, экскурсия к Святому Николаю в миры Ликийские. Перед входом в Храм Святителя Николая стоит памятник. Это работа Григория Потоцкого. Помните? Мимо этой экскурсии не проходит ни один отельный гид.
Высоцкий, Леннон, мать Тереза, Параджанов, Горбачев и Буш. Сотня бюстов знаменитых людей. Все это Григорий. Есенин? Та самая скульптура, вокруг которой сломано столько копий? Кто-то увидел «ласты», сам автор – сломанные крылья. А вот Оксана Киселева, актриса театра имени Маяковского, увидела гранитный жертвенник ацтеков. Великолепный образ, раскрывающий замысел художника. Русский поэт, принесенный в жертву. Трагично, поэтично и по-русски.
В мастерской Григория есть скульптура Высоцкого. Гитара, обводы которой и создают лицо. Сколько не фотографировал , а увидеть лицо не получилось. Только визуально, только глазами. Зато Чаплин узнаваем сразу. Как и Параджанов. Как и Леннон.
Полуподвал мастерской Григория Потоцкого напомнил мне полуподвал булгаковского Мастера. А уж когда в окошко стукнулась изящная дамская ножка в ботильоне и прозвучало:"Григорий! Ты дома?", - я улыбнулся. Три комнаты, пианино, множество работ, картины и огромный гостеприимный стол. В мастерской всегда кто-то есть. Помощница Григория, Ирина, выдала нам чашки с чаем, и начался разговор. О творчестве, о работах и о Доброте. «Человек только тогда добрый, когда он добрый». «Доброта и благодарность – главный закон человечества». Григорий чрезвычайно добрый человек. На грани фола. Он не видит зла, старается всегда и всем улыбаться и делать добрости. Понимаете!?
Разговор плел причудливое полотно, а мы говорили, говорили, говорили. Основная идея творчества Григория – русская культура. Университеты и города, школы и континенты ставят памятники Пушкину, Чехову, Лермонтову, святому Николаю, Льву Толстому. В Китае на территории одного из университетов стоит скульптура Кирилла и Мефодия.
Время неумолимо приближало нас к расставанию. На дворе был уже поздний вечер. За разговорами и я рассказал о себе. Художник внимательно слушал мои рассказы, а потом достал книгу и, взяв ручку, написал на первой странице: «Николай! Бессмертный! Поэтому ничего не остается, как побеждать».
Красиво: и слова, и руководство к действию. С добротой и благодарностью мы вышли на Бульварное кольцо. Гоголь продолжал размышлять, где-то впереди стоял Есенин на бульваре, а мой взгляд искал памятник Одуванчику – символу доброты! Искал и не находил. А жаль. Для себя я решил, что на следующей неделе обязательно съезжу во дворик, где за стеной стоит скульптура Есенина, чтобы увидеть самому, рассмотреть самому, и понять Мастера.
Николай Страхов для социального вестника УСЗН СЗАО города Москвы «Траектория жизни» Facebook / Instagram / www.usznszao.ru